Взгляд Ислама на проблему суицида
Cегодня нередко приходится слышать о многочисленных случаях суицида, когда человек добровольно лишает себя жизни, являющейся одной из самых великих милостей Аллаха. Каждые 40 секунд в мире происходит самоубийство. В год по всему миру регистрируется около одного миллиона случаев суицида. По уровню смертности от самоубийств среди подростков в возрасте 15-19 лет Россия занимает первое место в Европе и пятое место в мире. С учетом всех возрастных групп Россия также занимает «почётные» места в этом мрачном рейтинге. Это неизбежно заставляет нас задуматься.
Что толкает человека на этот шаг, каким образом он доходит до такого отчаяния, которое заглушает инстинкт самосохранения? Какое горе может быть так велико, что ради избавления от него он готов расплатиться жизнью? Какая беда заставляет его искать спасения в смерти? От чего он бежит и на что рассчитывает?
В этой статье мы хотели бы поговорить с вами о том, как Ислам смотрит на проблему суицида, какие причины приводят к этому и как этого избежать.
Воистину, все люди равны перед Аллахом, все они подчиняются законам Его мироздания. Естественные законы этого мира едины для всех и никому не делают поблажек, и все творения волей или неволей вынуждены подчиняться законам бытия. Наряду с этим, Аллах установил другой закон – Закон божественного Откровения – и вменил в обязанность следовать и подчиняться ему, именно этот критерий служит различием между праведниками и грешниками, верующими и неверующими. Кто будет богобоязненным и покорным Аллаху, спасётся и преуспеет, а кто ослушается Его, тот будет несчастным и погибнет. Следуя божественному Закону, переданному нам через пророков Аллаха в священных Книгах, человек сможет сделать свою жизнь гармоничной и привести свои дела в соответствие с естественными законами бытия. Только так человек сможет достичь оптимально легкой и счастливой жизни в этом мире и добиться абсолютного счастья в Жизни Будущей. Если же люди будут отвергать Закон Священного Корана и поступать вопреки ему, то тем самым они нарушат гармонию с элементарными законами мироздания, собьются с пути, потеряют ориентиры и станут несчастными в обоих мирах.
Прежде всего, следует усвоить, что Аллах сделал этот мир испытанием для человека, и, как следствие, эта жизнь призвана быть нелёгкой. Суть этой жизни и её предназначение заключается именно в преодолении трудностей, дабы человек показал своё сердце и поступки, свои дела и помыслы. Всё это станет в итоге либо свидетелем в его пользу, либо обвинителем против него.
Наиболее частой жертвой суицида становятся именно те, кто не понял суть этой жизни, её предназначение и своё место в ней. Многие люди готовы расстаться с этим миром, потому что считают его несовершенным, они говорят: «Разве Бог не мог создать мир совершенным? Почему столько проблем в этом мире, убийств, насилия, почему нет гармонии и умиротворенности? Если мир неидеален, значит, Бога нет». Отвечая на их вопрос можно лишь сказать, что эти люди глубоко ошибаются в понимании функции этого мира, они хотят, чтобы Аллах создал идеальное наслаждение, но для этой функции Он создал Рай, а функция этого мира – испытание, как Он сам сказал в Священном Коране:
«Благословен Тот, в Чьей Руке власть, Кто способен на всякую вещь, Кто сотворил смерть и жизнь,чтобы испытать вас и увидеть, чьи деяния окажутся лучше. Он – Могущественный, Прощающий» (Коран, 67: 1-2).
Мотивы суицида
1) Самоубийства из-за потери смысла жизни.
Это основной мотив совершения суицида, так как почти все остальные мотивы являются результатом ложного осознания бессмысленности жизни. Если в жизни нет смысла, то любое потрясение может заставить человека лишить себя её, так как нарушенная логика подсказывает, что нет необходимости в перенесении трудностей ради сохранения того, в чём нет никакого смысла. Именно понимание того, какую роль человек выполняет в этом мире, какую миссию он несёт, какова цель и как её добиться, даёт человеку спокойствие и душевное равновесие. Что же является смыслом человеческой жизни?
Буддизм говорит, что смысл и высшая цель жизни состоит в прекращении страдания. Прекратить страдание считается возможным только по достижении особого принципиально невыразимого состояния — просветления (нирваны). Но это неосуществимо, и даже сами буддисты не могут избавиться от страданий полностью. И число уходящих в нирвану (по их собственным утверждениям) ничтожно мало, о них рассказывают легенды и сказания, но ведь людей на земле очень много, а надежды на нирвану мало. Тем более, о какой нирване может мечтать человек, сломленный духом, готовый расстаться с жизнью? Чем помогут ему сообщения о том, что кто-то когда-то ушел в нирвану?
Самым распространённым взглядом на смысл жизни долгое время являлось философское воззрение конфуцианства. По Конфуцию, главной целью человеческого существования является созидание идеального, совершенного общества — «Поднебесной империи». Этой цели подчинено всё остальное. Человек – лишь часть единого механизма, в котором интересы общества являются приоритетными. В конце XX века многие из нас были свидетелями крушения одной такой «поднебесной империи», вместе с которой разрушился смысл жизни миллионов людей, их судьбы и идеалы.
Во многих языческих культах под смыслом жизни подразумевается стремление человека к процветанию его семьи и рода. Это значит, что если нет семьи, то нет и смысла в продолжении жизни. В таком случае любая семейная неурядица может привести к самоубийству. Поэтому такие представления о смысле жизни являются одними из самых слабых убеждений перед лицом угрозы суицида.
Что же является истинным смыслом жизни в этом необъятном мире? В мире, Создателем которого является только Один Аллах, помимо которого нет иных божеств… В мире, в котором всё сущее, живое и неживое, большое и малое, могучее и немощное, всё без исключения поклоняется Аллаху – Господу миров… В мире, где все галактики, звёзды, солнце, луна, ангелы, природа, животные, камни, вода, огонь, деревья, небо и земля поклоняются Ему Единственному и славит Его… На какую исключительную роль в этом мироздании претендует человек и на каком основании? Всевышний Аллах по своей милости не заставил нас мучиться вопросами о смысле жизни, Он сказал:
«Я сотворил духов (джиннов) и людей только для того, чтобы они поклонялись Мне». (Коран 51: 56)
За отказом от поклонения Аллаху, как следствие, следует отказ от Его мудрых Законов, а отказ от Его Законов приводит к утрате важных жизненных ориентиров, крушению подлинных ценностей, нарушению представлений о добре и зле. Оставшись наедине с дьяволом, такой человек не может ничего ему противопоставить, у него нет инструментов для ведения с ним борьбы, нет принципов, которые могли бы его защитить. Принципы теперь навязывает ему сатана, но не во благо, а на зло. Принципы и понятия, которыми сатана подменяет божественные Законы, только вредят человеку, ведут его к пропасти, нарушают его внутреннюю гармонию, и это в итоге настолько раскачивает нервную систему человека и его психику, что смерть ему начинает казаться меньшим из двух зол.
Существуют и другие подобные мотивы, приводящие к суициду, например, нереализованность в жизни (творческая, профессиональная, романтическая) или потеря интереса к жизни, усталость от жизни. Но благодаря тому, что Ислам помогает человеку осмыслить своё предназначение, у него никогда не будет чувства нереализованности. Мусульманин всегда знает, что является его основной задачей и реализует её, насколько у него хватает сил и способностей. Всё остальное для верующего человека – второстепенно. Работа, дом, женитьба, всё это – лишь временные задачи, которые никогда не должны рассматриваться как самые важные, поэтому Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) обращался к Аллаху с такой мольбой: «О Аллах, не сделай мирскую жизнь самой большой нашей заботой и не сделай её пределом наших знаний»
2) Самоубийства по причине неурядиц в личной жизни.
Неудачи в семейной жизни, неразделённая любовь, смерть близких, физическое насилие, бремя долгов, финансовые проблемы, трудности на работе и с окружающими людьми – все эти причины могут привести к самоубийству, если человек не имеет крепкого духовного стержня. Ветер перемен носит слабую душу из стороны в сторону, подобно движению флюгера. Если человек не имеет Веры, то шайтан ведёт его туда, куда захочет. Он заставляет человека влюбиться в материальный мир; делает его рабом материального достатка, потом пугает бедностью, делает его рабом наслаждений, потом пугает их возможной утратой, приучает его к уважению окружающих, потом пугает их людским неприятием, заставляет его брать кредиты, потом садится ему на шею и манипулирует. Шайтан вселяет страхи, тревоги и неуверенность, против которых человек не имеет противоядия, если в его сердце нет Веры. Когда чаша страхов и переживаний переполняет его душу, он опускает руки и ищет успокоения в смерти.
О если бы он знал, что Аллах отвечает на его мольбы, если Он будет поклоняться только Ему! Если бы он знал, что после трудностей следует облегчение, а после печали – радость! Если бы он знал, что у него есть Милостивый Господь, который даёт богобоязненным выход из любой ситуации и награждает за терпение, то он никогда не наложил бы на себя руки. Но неверие разъедает душу, уносит покой, забирает надежду, предоставляя человеку самому решать свои проблемы.
Другим препятствием, которое Ислам ставит на пути суицида, является Вера в предопределение (кадар). Мусульманин твёрдо убеждён, что все блага, которые он имеет, даны ему Аллахом в той мере, в которой ему необходимо. Зная это, человек понимает, что та жизненная ситуация, в которой он находится, является наилучшей для него в данный момент времени, так как всё предопределение Аллаха идёт нам на пользу. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«Любое предопределение (постановление) Аллаха для мусульманина является благом».
Именно это является основным результатом Веры в предопределение, чтобы человек не расстраивался от утрат, случающихся в этой жизни, и не оказывался в плену ликования во время удачи.
3) Желание начать жизнь заново (для верящих в реинкарнацию)
Некоторые люди полагают, что их жизнь является настолько неправильной и испачканной грехами, бессмысленностью, ошибками, неудачами, неправильными поступками, что решает, что лучше начать её заново, чем попытаться исправить. Путём наущений и обмана сатана внушает человеку, что впереди его ждёт еще масса жизней, в которых он будет перерождаться снова и снова. Эта идеология распространяется вместе с модными индокитайскими языческими культами и сектами. Они внушают людям большие, но неоправданные надежды, уводят их от реальности, рисуя им долгое будущее. Воистину, это лишь дьявольская уловка, на которую попадаются неразумные люди. Они обольщаются тем, что у них еще будет много шансов, не повезло в этой жизни, повезёт в другой раз. Но всё это далеко от действительного положения дел. В Коране Всеведущий Аллах говорит:
«Когда же смерть подступает к кому-нибудь из них, он говорит: «Господи! Верни меня обратно. Быть может, я стану совершать праведные поступки, которые я отбросил». Но нет! Это – всего лишь слова, которые он произносит. Позади них будет преграда вплоть до того дня, когда они будут воскрешены» (Коран, 23: 99-100).
Нет такого греха, который Аллах не простил бы человеку, если он попросит у Него прощения. Когда человек совершает искреннее покаяние, то душа его становится чистой, тяжесть греха перестаёт мучать человека. Когда бы он ни покаялся, рано или поздно, Аллах всегда с радостью принимает его покаяние. Как сказал Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха):
«Воистину, Аллах простирает свою руку ночью, чтобы покаялись те, кто грешит днём, и простирает свою руку днём, чтобы покаялись те, кто грешит ночью, и так вплоть до того, пока солнце не выйдет с запада».
Ислам полностью отвергает реинкарнацию, Ислам не обещает человеку тысячи жизней, но говорит, что человек в силах изменить себя небольшим усилием воли. Воистину, Религия Аллаха не является обременительной и тяжёлой, эта Религия даёт человеку намного больше, чем требует от него. Любые обязанности, которые налагает Ислам, и любые запреты идут на пользу самому человеку, ведь Аллах ни в чем не нуждается, но Он – Мудрый, Милостивый и Добрый к своим созданиям.
Всё перечисленное является лишь мотивами и поводами для совершения самоубийства, но истинные причины кроются не в каких-либо обстоятельствах мирской жизни, а в самом сердце человека. Нарушения духовного плана являются корнем всех бед человека, поэтому именно в них следует искать настоящие причины этой проблемы.
Истинные причины суицида
1) Слабость веры или её полное отсутствие.
Если сердце человеко не наполнено Верой в Бога, то оно становится урной для низменных желаний, несбыточных мечтаний и дьявольских наущений.
Голод и потребности души пугают человека намного сильнее, чем голод телесный, это заставляет его всегда находиться в судорожном поиске новой дозы искусственных радостей, чтобы уйти в забытье и на время заглушить голос совести. Каждый раз, когда появляется вероятность, что он не сможет выполнить всех капризов и желаний души, появляется страх, который угнетает человека и нередко доводит его до самоубийства. Когда душа человека наполнена Верой (Иман), которая является её естественной пищей, то она не испытывает страхов, она богата, даже если человек беден, она сыта, даже если он голоден, она чувствует себя в комфорте, даже если он испытывает тяготы. Как сказал Всевышний Аллах:
«А кто верует в своего Господа, тот не боится ни гнёта, ни притеснения» (Коран, 72: 13).
2) Отсутствие связи с Аллахом (ду’а).
Всевышний Аллах любит, когда Его рабы обращаются к Нему со своими просьбами, и непременно отвечает на каждую искреннюю молитву человека. Иногда люди считают, что Аллах не внял их мольбе, и перестают обращаться к Нему.
Кто может быть скупее того, кто считает, что обращение к Аллаху с мольбой – это бесполезная трата времени? Кто может быть более неблагодарным и надменным, чем тот, кто полагает, что не нуждается в связи со своим Всевышним Господом? Кто может быть безрассуднее, чем тот, кто отказывается от божьего дара и считает ложью его ясные знамения? Воистину, этот человек достоин того, что бы его мирская жизнь стала тяжкой и скорбной, а предстояние в День Суда наполнилось сожалением и горем. Если он отказывается от связи с Аллахом, то ему будет облегчен путь ко всему, что доставляет ему печаль, добавляет грехи и отягощает ношу.
Человек должен всегда иметь связь со своим Господом, обращаться к Нему во всех своих нуждах, больших и малых, духовных и материальных, важных и не очень. Посланник (мир ему и благословение Аллаха) передал нам слова нашего Господа, который сказал: «О рабы Мои! Все вы заблудшие, кроме тех, кого Я наставил на верный путь, просите же у Меня наставления, и Я наставлю вас. О рабы Мои! Все вы голодны, кроме тех, кого Я накормил, просите же у Меня пропитания, и Я накормлю вас. О рабы Мои! Все вы наги, кроме тех, кого Я одел, просите же у Меня одеяния, и Я одену вас. О рабы Мои! Вы грешите ночью и днём, и только Я прощаю все грехи, так просите же у Меня прощения, и Я прощу Вас»
Аллах дал нам эту жизнь как испытание и напоминание, наделил нас всем необходимым на этом пути, дал нам припасы и снаряжение, создал для нас все условия, отправил к нам учителей и одарил верным руководством. А поэтому мы можем только восхвалять Аллаха за Его милость и доброту к нам, и не имеем никаких причин для недовольства и жалоб.
3) Отсутствие терпения.
Как мы уже говорили, жизнь в этом мире является испытанием, а испытание не бывает без определённых трудностей. Если человек не видит смысла в этой жизни, то он не видит смысла и в том, чтобы проявлять терпение для преодоления жизненных трудностей. Он ищет путь, который кажется ему легким, ведь зачем терпеть, не легче ли поставить на всем точку и покинуть этот бренный мир? Именно такие мысли во многих случаях предшествуют суициду. Отсутствие смысла в жизни и бесцельность существования порождает слабость и нежелание преодолевать трудности.
Ислам даёт человеку ясную картину бытия, задаёт ему цель, задаёт сильный жизненный импульс и создаёт большой стимул для преодоления трудностей и терпения на пути достижения своей цели. Во многих аятах Корана мы можем видеть призывы к терпению и сохранению самообладания в трудных ситуациях, и в особенности при соблюдении велений Аллаха.
Терпение рано или поздно даёт свои результаты, оно избавляет от трудностей, помогает достигать своих целей и добиваться желаемого. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«Знай, что победа приходит с терпением, утешение приходит через скорбь, а с трудностью приходит и облегчение».
Самоубийцы по-своему понимают, что смерть – это больно и страшно, поэтому многие из них не могут сделать это с первой попытки. Они знают, что им придётся претерпеть определённые страдания во время гибели, но считают, что лучше потерпеть один раз и по-быстрому, чем терпеть многократно на протяжении долгих лет.
4) Отсутствие знания о наказании за самоубийство.
Некоторые полагают, что самоубийством они облегчат своё существование. Одни думают, что после самоубийства они полетят к свету в конце тоннеля. Другие думают, что наконец-то встретятся с умершими родственниками. Кто-то считает, что они полетят на небо и найдут покой и отдохновение от суеты этого мира. Некоторые просто уже ни на что хорошее не надеются, но полагают, что, убив себя, они покончат и со своими проблемами и после смерти ничего не будет. Сказать, что эти люди глубоко заблуждаются – это ничего не сказать. Невозможно даже представить то отчаяние от несбыточных надежд, которое им придётся пережить.
Какова же будет судьба самоубийц в Будущей Жизни?
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«Кто сбросится с горы и убьет себя, тот будет всегда сбрасываться в пламени Ада на веки вечные, беспрестанно в нём пребывая!
Кто примет яд и убьет себя, у того в руке будет яд, который он будет принимать в пламени Ада на веки вечные, беспрестанно в нём пребывая!
Кто убьет себя ножом, у того в руке будет этот нож, которым он будет наносить себе удары в живот в пламени Ада на веки вечные, беспрестанно в нём пребывая!»
В другом хадисе говорится:
«Кто задушит себя, тот будет душить себя в Аду, кто зарежет себя, тот будет резать себя в Аду».
Можно ли назвать это облегчением и выходом из положения? Нет и ещё раз нет. Нет такого горя, которое стоило бы адских мук. Пусть Аллах убережёт нас от этого.
5) Отказ от поминания Аллаха.
Всевышний Аллах сказал: «Кто отвернется от Моего Напоминания, того ожидает тяжкая жизнь, а в День воскресения Мы воскресим его слепым». Он скажет: «Господи! Почему Ты воскресил меня слепым, если раньше я был зрячим?» Он скажет: «Вот так! Наши знамения явились к тебе, но ты предал их забвению. Таким же образом сегодня ты сам будешь предан забвению» (Коран, 20: 124).
Если тяжкую жизнь таким людям пообещал сам Аллах, то нет сомнения, что такой она и будет. Но случается и так, что жизнь человека оказывается тяжёлой, хотя сам человек чувствует себя счастливым. Да, такое бывает, но только не тогда, когда Господь разгневается на человека за его беспечность и пожелает сделать его жизнь обременительной. Обращаясь к своему Посланнику, Аллах сказал:
Во многих пророческих хадисах и аятах Корана говорится о достоинстве поминания Аллаха, Его прекрасных имён и возвышенных качеств. Поминанием Аллаха также является молитва (намаз), чтение Корана. В более широком понимании поминанием Аллаха является любой установленный Шариатом обряд поклонения, любое доброе дело, целью которого является приближение к Аллаху.
Если человек поминает Аллаха своим сердцем, своим языком и своими делами, то душа его всегда будет спокойна. Если верующему трудно, то он обращается к Аллаху, поминает Его возвышенные имена, обращается к нему с мольбами и просьбами, и душа его находит покой и умиротворение.
Мусульманин обязан дорожить своей жизнью
Тревожная информация о суицидах подростков в последние два месяца не сходит со страниц российских СМИ. В феврале такой же инцидент произошел в удмуртском селе Кильмезь. Но волна самоубийств коснулась не только детей, но и более взрослых людей…
…Рашад наложил на себя руки. Это решение он принял после того, когда понял, что дальше выплачивать по кредиту он не в состоянии.
А все началось с того, что, когда родился ребенок, они с женой начали мечтать о собственном жилье. А почему бы не воспользоваться услугами банка, подумали они тогда. Ведь можно взять ипотечный кредит и постепенно его выплачивать. Тем более, если в этом случае помогут родители.
И все же Рашад, прежде чем воспользоваться услугами банка, решил посоветоваться с друзьями. «У тебя хорошая работа, достойная зарплата, — рассуждали они, — почему бы и нет? Возьми кредит, купи на него жилье и живи в своей собственной квартире».
Слова друзей вдохновили молодого человека. Оформив ипотеку, они с женой приобрели и квартиру, и машину. Сколько было радости! Выплачивать ежемесячный платеж Рашаду не составляло труда. Уверенные в будущем супруги запланировали рождение и второго ребенка.
Но жизнь расставила свои точки над i. Однажды Рашад, возвращаясь ночью с работы на своей новенькой машине, не справился с управлением и перевернулся. Травма ноги, полученная при аварии, оказалась серьезной. Врачи вынесли вердикт: только ампутация конечности спасет его положение. Операция была проведена удачно. Затем месяцы лечения и… инвалидность.
Но, как говорится, беда не приходит одна. Умирает мама, которая оказывала в последнее время молодой семье ощутимую финансовую поддержку в выплате кредита. Как теперь быть? Без работы, без поддержки мамы, на инвалидности, с маленьким ребенком, беременной женой? Как дальше гасить кредит? Все эти вопросы просто сводили с ума нашего героя. И в один день, не совладав своими эмоциями, мыслями и горем, Рашид взял в руки веревку…
Поучительная история. Особенно для молодых. Вообще, с точки зрения ислама жизнь – это экзамен, сдав или не сдав который человек переходит к ответу, — пишет в своей статье специалист по исламу Ольга Николаевская. Известные исламские ученые и философы сравнивали жизнь с путешествием, а человека – с путником, преодолевающим препятствия и невзгоды на своем пути с тем, чтобы однажды вернуться домой.
Испытания, встречающиеся на жизненном пути, могут быть разными. Одних людей Всевышний испытывает бедностью, голодом, болезнями, потерей близких, других – богатством, роскошью, властью и т.п.
Человеческая жизнь с точки зрения ислама является неприкосновенной, утверждает автор. Мусульманин обязан дорожить своей жизнью и жизнью других живых существ.
Самоубийство в любой форме, так же как и убийство, противоречит духу ислама и не соответствует нормам шариата. Поэтому человек, утверждающий о своей вере во Всевышнего и считающий Коран своим руководством, не может незаконно лишить жизни другого человека или самого себя.
Ислам категорически запрещает все виды насилия, в том числе и насилия над собственным телом. Человек, совершивший самоубийство, с точки зрения ислама совершил непростительный грех, считает Николаевская. Шариат рассматривает самоубийцу как преступника, который понесет вечное наказание в аду.
Человек умирает по воле Всевышнего, согласно книге, в которой отмечен срок его жизни. Когда придет конец, он не сумеет ни замедлить, ни ускорить его ни на одно мгновение.
Таким образом, ислам категорично осуждает самоубийц, которые стремятся избежать предначертанного Всевышним, добровольно уходя из жизни.
В большинстве случаев причиной, по которой мусульмане решаются на самоубийство, является обычное невежество, утверждает специалист по исламу. Знающий основы своей религии последователь ислама никогда не решится убить себя, т.к. он хорошо осведомлен о том, что добровольный уход из жизни не принесет желаемого облегчения, а обречет его на еще большие и вечные мучения. Он также знает и о том, что тех, кто достойно прошел через испытания этой жизни, в вечности ждет награда за терпение…