Взаимопомощь имеет прямое отношение к вере

imagesКаждый народ за историю своего существования знал великих королей, бесстрашных воинов, благородных мужчин и женщин, пожертвовавших своим временем, средствами, положением в обществе или даже жизнью ради благополучия остальных. Но самые искренние, совершенные проявления альтруизма бесспорно связаны с историей ислама. Как сказал пророк Мухаммад (да благословит его Аллах) в хадисе, известном каждому мусульманину: «Никто из вас не уверует по-настоящему до тех пор, пока не станет желать для своего брата того же, чего желает для себя».

 

Помощь окружающим имеет прямое отношение к вере. Последователи ислама, начиная со времён пророка Мухаммада, демонстрируют этот акт веры снова и снова. Однако, чтобы не быть голословными, приведём несколько примеров.

В великой битве Ярмук между мусульманами и Римской империей, Икрима бин Абу Джахль, сподвижник пророка Мухаммада, и еще двое благородных воинов  получили смертельное ранение. Их мучила жажда, но когда одному из них поднесли воды, он настоял, чтобы сначала напоили другого раненого. Второй воин тоже отказался пить, чтобы другие могли скорее утолить жажду. Когда вода достигла третьего, было слишком поздно – он и другие два воина скончались от полученных ран. Поистине, такой пример  самопожертвования есть воплощение слов пророка Мухаммада (да благословит его Аллах): «Лучшая милостыня – та, которую подает испытывающий нужду или борящийся» (Ибн Касир).

В Коране сказано: «Они отдают им предпочтение перед собой, даже если они сами нуждаются» (Коран 59:9). Этот аят был ниспослан в связи с, пожалуй, величайшим проявлением альтруизма за всю историю человечества – установлением братства между мусульманами, эмигрировавшими из Мекки (мухаджиры) и радушно принявшими их жителями Медины (ансары). Ансары не купались в роскоши, многие даже наоборот, пребывали в материальной нужде, но, несмотря ни на что, каждый из них пытался помочь, чем только может прибывшим братьям по вере. Ни до, ни после, Медина не знала общества столь уникального и сильного братскими связями: араб стал братом неарабу,  свободный – рабу, богатый – бедному, курайшит (член племени пророка) – некурайшиту.

Кто-то скажет: да это же пример из истории! Но и в наше время немало примеров бескорыстного оказания помощи друг другу. Вспомним, как предыдущие поколения татар сохранили религию в своём народе, хотя не получали ни государственной помощи, ни поддержки, ни финансирования. Они сами, своими силами, строили мечети, находили преподавателей, обучали детей и развивали религию. Это и есть альтруизм, бескорыстный поступок на благо окружающих. Пусть Всевышний наградит каждого, кто помог другому человеку от всего сердца и пожелал для него того же, чего желал самому себе.