Важность и необходимость погребальной молитвы
Погребальной молитве (джаназа) придаётся в Исламе особое значение. Хадис Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) повествует о том, что участвовавшему в похоронной процессии до самого погребения покойного предназначена награда, равная двум горам Ухуд, которая расположена вблизи города Медины.
Чем больше людей будет участвовать в заупокойном намазе, тем лучше для умершего. Заупокойный намаз – это самое лучшее из того, что мы можем сделать для усопшего.
Поэтому надо постараться созвать на него как можно больше людей. Желательно, чтобы количество молящихся было не менее 40 человек и они по возможности должны встать в три ряда за имамом.
Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Если за упокой умершего помолятся коллективно сто человек и попросят заступничества для него, то их молитва не останется непринятой».
Передано, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) также говорил: «Если за мусульманина совершат погребальный намаз сорок мусульман, то их заступничество за него будет принято». Всевышний простит умершего ради этих 40 человек.
Отсюда следует, что погребальный намаз является очень важным и безгранично полезным деянием. Некоторые люди обычно считают обязательным для себя пойти на соболезнование, посетить могилу и т. п., но не придают особого значения намазу за упокой умершего. Однако человек, который искренне скорбит и жалеет умершего, прежде всего должен участвовать в погребальном намазе.
Имам ан-Навави в своей книге «Маджму» пишет: «Бесспорно, что молитву по усопшему совершать по одному разрешено, но сунной является совершить её с коллективом, исходя из хадисов на эту тему и единогласного мнения всех мусульман (иджма)».
Поскольку погребальный намаз так высоко ценится Всевышним Аллахом, каждому человеку необходимо изучить правила его совершения.
Исполнение обязанности по погребальной молитве
Совершение погребальной молитвы по умершему мусульманину является коллективной обязанностью (фарз аль-кифая) для мусульман определённого населённого пункта. Поэтому если даже один человек совершит погребальную молитву за умершего, то обязанность (фарз) по ней считается выполненной, даже если при наличии совершеннолетнего её совершит несовершеннолетний мусульманин. А все остальные члены общины той местности освобождаются от этого предписания. Однако более благонадёжным и точным будет, если её совершат два, три или четыре человека.
Лучше совершить заупокойный намаз коллективно (джамаатом), ибо это является сунной, и чем больше количество молящихся, тем лучше.
В книге «Шарх аль-мухаззаб» пишется, что если даже этот намаз совершат более одного человека (т. е. условием является, чтобы хотя бы один человек обязательно совершил его), то для них тоже он засчитывается как обязательный. Иначе говоря, делая намерение для погребального намаза, они должны вознамериться совершить и обязательный намаз.
Если в местности, где совершают заупокойную молитву, присутствуют мужчины, но её совершили лишь женщины, то обязанность по намазу не считается выполненной, даже если рядом с ними (женщинами) находится только мальчик, ещё не достигший совершеннолетия.
Пребывающими там, где совершают заупокойную молитву, считаются даже те, которые проживают за пределами населённого пункта (города, села). Все, кто проживает на таком расстоянии от данного населённого пункта, при котором они слышат призыв к пятничной молитве из близлежащей мечети и обязаны отправиться на пятничную молитву, считаются также находящимися там, где совершают заупокойную молитву.
Если в такой местности находятся лишь женщины и несовершеннолетний мальчик, то они обязаны повелеть ему совершить погребальный намаз за умершего, а также обязаны наказать его в том случае, если он отказывается от его совершения. Если мальчик откажется и после этих мер, тогда женщины сами обязаны совершить погребальный намаз.
Если после совершения женщинами погребального намаза к ним прибудет мужчина, то он не обязан совершить его заново, ибо обязанность по намазу уже исполнили женщины.
Если женщины находятся одни (без мужчин), то для них тоже желательно (сунна) совершить этот намаз коллективно.
А там, где присутствуют мужчины, женщины не обязаны совершить заупокойный намаз, для них это является лишь сунной.
Обязательность совершения заупокойной молитвы до погребения умершего
Совершение молитвы за упокой умершего человека ещё до его погребения является обязательным. Если покойного захоронят ещё до совершения по нему погребального намаза, то те, которые похоронили его, впадают в грех. Также впадают в грех и те, кто согласился с этим их поступком. А после погребения умершего его могилу уже нельзя вскрывать с целью совершения за него погребальной молитвы, а совершают её, стоя за его могилой.