Тюрьмы и места лишения свободы в Исламе.
Многие задаются вопросом о том, когда же на свете появились первые тюрьмы и системы наказаний? В древнем Шумере, Ассирии или же древнем Египте? На Востоке или в Азии? На каком континенте? Думаю, для того, чтобы ответить на этот вопрос, первоначально нужно найти ответ на другой: когда люди начали грешить, проливать кровь, вести войны, воровать, посягать на честь и имущество ближнего?
Именно с появлением таких понятий, как закон и грех, скорее всего, и возникли наказания и тюрьмы. Ответы на все эти вопросы содержит Священный Коран.
На заре человечества, во времена первого прародителя людей, за ослушание Всевышнего, Адам (мир ему) и его супруга Хава впервые подверглись наказанию и заточению. Наказанием послужило выведение из вечного, благоухающего Рая, а местом заточения — неизведанная и враждебная планета Земля. Господь Милосерден к своим созданиям, поэтому Он не погубил их. Заточив Адама и его супругу на Земле, Он дал им возможность покаяться (совершить таубу) и обратно вернуться в Рай.
Из этой истории мы извлекаем для себя величайший урок мудрости: заточение — это еще не конец, а наоборот, это начало для осознания грехов, перевоспитания и искреннего покаяния. До сих пор, каждый из нас, живя на Земле, находится в некотором заточении, мы узники тленного мира, разница между нами лишь в том, что кто-то, покаявшись, возвращается к Всевышнему, а кто-то нет.
Религия Ислам, как религия мира и справедливости, требует от общества порядка и дисциплины. Сеющие добро награждаются в обоих мирах, сеющие же смуту и не справедливость должны быть наказаны в этой и будущей жизни. Ислам против легализации людских пороков, наркотиков и преступных, греховных деяний. В Книге Аллаха проклинаются народы, творившие злодеяния и бесчинства.
«Когда он уходит, то начинает распространять нечестие на земле, уничтожать посевы и губить потомство. Но ведь Аллах не любит нечестия» (Сура «Корова», 205 аят); «Они преступали границы дозволенного на земле. И распространяли на ней много нечестия. Тогда твой Господь
пролил на них бич мучений» (Сура «Заря», 11-13 аяты); «Воздаянием за зло является равноценное зло. Но если кто простит и установит мир, то его награда будет за Аллахом. Воистину, Он не любит беззаконников» (Сура «Совет», 40 аят); «А если ты опасаешься измены со стороны людей, то отбрось договорные обязательства, чтобы все оказались равны. Воистину, Аллах не любит изменников» (Сура «Добыча», аят 58); «А тем, которые нарушают завет с Аллахом после того, как они заключили его, разрывают то, что Аллах велел поддерживать, и распространяют нечестие на земле, уготованы проклятие и Скверная обитель» (Сура «Гром», 25 аят); Всевышний Аллах повелевает не преступать рамки закона, ибо это влечет за собой тяжкие последствия: «Таковы ограничения Аллаха. Не приближайтесь к ним» (Сура «Корова», 187 аят).
Во времена благословенного Пророка Мухаммада (мир ему) тюрьмы возможно и были, но каких-либо источников по данной проблематике нет. Общество, где родился и жил Пророк (мир ему), возглавлялось советом старейшин, каждый род нес полную ответственность за своего сородича. В средневековом обществе арабов в \\-VI вв, естественно, не было воспитательных и исправительных институтов. Каждый человек в лицо знал жителей Мекки.
Арабы того периода при поиске преступников использовали сыщиков. Так при Хиджре в лучезарную Медину неверующие в лице курайшитов наняли опытных сыщиков, чтобы поймать Пророка Мухаммада (мир ему). Людей, нарушивших те или
иные законы, содержали в храмах до вынесения приговора.
Первые мусульмане Медины, создавшие прототип исламского государства, в качестве тюрем использовали мечети. В мечетях находились и военнопленные. В те времена не было понятия лишения свободы, как элемента наказания. Если ловили виновного, суд происходил на месте или в течение нескольких дней, и после суда его сразу же наказывали и отпускали на свободу.
В средневековом мире мусульманские государства были примером подражания для Европейских стран. В халифатах расцветала наука, переводились труды древних ученых, университеты были полны студентами не только из исламских стран, но и из христианской Европы. Люди не боялись передвигаться внутри страны, магазины и торговые лавки не запирались, что указывает на очень низкий показатель преступности.
Скорее всего, в исламских государствах тюрьмы, как государственные учреждения появились во времена второго халифа Умара бин Хаттаба (да будет доволен им Аллах), в период возвышения и расцвета халифата. Во время военных столкновений с Персией хлынул поток пленных, дезертиров и провокаторов. Нередко внутри страны давали о себе знать мятежники, родоначальники хавариджей, и всех их до суда нужно было где-то содержать. Так, в Исламе возникли первые места лишения свободы.
Имам-хатыб Нижегородской мечети Мунир Беюсов.