Ты ещё не читаешь намаз?
Я сам только четвёртый год как совершаю намаз. Поэтому хорошо помню свои сомнения перед тем, как стать практикующим мусульманином.
Но сначала, в советское время, я был атеистом, то есть отрицал вообще существование Бога. Считал, что всё имеет сугубо материальное объяснение – химия, физика и т.д. Потом начал задумываться. Стал агностиком. То есть не знающим наверняка, то ли есть Бог, то ли его нет. Если Бога нет, то ты вроде бы себя успокаиваешь: родился, жил, умер, похоронили, гниёшь потихоньку. И всё, как говорится, game over (игра окончена).
Выбор сделан
А если всё же Бог есть, тогда что делать? Может, просто верить в сердце, что есть Всемогущий Создатель и стараться делать добро и не делать зла? Так поступают многие люди.
Или всё же примкнуть к какой-то религии и исполнять её требования? Ведь если ты просто хороший человек, веришь в Создателя и делаешь добро, но не практикуешь ни одну религию, фактически это означает, что ты создаёшь свою собственную религию для тебя самого. Это фатальная ошибка.
Значит, если сделал первый шаг — признал, что есть Бог, есть Создатель, нужно сделать и второй шаг – понять, как ты будешь практиковать свою веру.
Мой выбор Ислама очень естественен для бывшего атеиста. Из трёх мировых авраамических религий (Христианство, Ислам, Иудаизм) Ислам наиболее понятен простому человеку – нужно делать то, что требует от нас Бог и воздерживаться от того, что Он запрещает. Для изощрённых умов, кто любит разбираться в мельчайших деталях, Ислам наиболее рационален и логичен.
Мои деды по мужской линии в седьмом и восьмом коленах были крещёными татарами, то есть православными. Однако и они сами, и их дети со временем отошли от христианства и приняли Ислам, несмотря на то, что тогдашние условия очень сильно затрудняли жизнь мусульман.
Выбрал религию? Начинай сразу практиковать её, так как не знаешь, будешь ли жив завтра. Нужно успеть. В Исламе с материальной стороны надо жить так, как будто будешь жить ещё тысячу лет, а с духовной стороны – так, как будто ты умрёшь сегодня.
Главное начать
Итак, что делать? Самое главное – начать соблюдать ежедневные намазы. Трудно называться мусульманином без совершения намаза. Одни учёные допускают, что человек, не делающий намаз, может считаться мусульманином, если он сам так считает, но при условии, что он безусловно верит в Аллаha и признаёт необходимость чтения намаза. Другие учёные считают, что человек без ежедневного намаза не может считаться мусульманином, даже если будет совершать много других хороших дел.
Многие татары называют себя мусульманами, признают, что молиться надо обязательно, однако не приступают к чтению намаза. Почему?
Главная причина – страх, что человек не сможет выполнять всё как положено, так как работает, кормит семью и так далее. Поэтому намаз откладывает на потом. Мол, когда станет пенсионером, выучит нужные суры и будет всё делать, как положено.
Это большая ошибка. Первое: это «потом» может не наступить. Просто не доживёшь. Второе: исполнение минимальных требований к мусульманину, то есть совершение ежедневных намазов, требует в день не более 30 минут. Неужели не найдётся полчаса в день, чтобы попытаться спастись от вечного огня Ада?
Некоторые годами читают книги по Исламу, по порядку совершения намаза, учат короткие суры, и даже начинают ходить на пятничную молитву. Что уже очень хорошо! Однако они так и не начинают реальную практику Ислама. Почему? Они боятся спрашивать, они боятся делать ошибки.
Не надо ничего и никого бояться, кроме Аллаha! Надо идти в мечеть, обращаться к имаму, что и как делать. Трудно научиться практике Ислама через книги. Если и научишься, то, скорее всего, с ошибками. Нужны живые учителя, практикующие мусульмане. При этом нужно читать и книги.
Когда осознанно встанете на намаз, для вас откроется новый, чудесный мир. Это восхитительно. Если ты внутри Ислама, если ты практикуешь Ислам, то начинаешь видеть многое из того, что раньше ты не мог бы видеть или видел под другим углом.
Всё просто
Я сам раньше много читал об Исламе, думал, что знаю очень много и даже писал статьи по Исламу для энциклопедий. Но, когда стал практикующим мусульманином, понял, что я так мало знал об Исламе.
В книгах по порядку совершения намаза описано, что и как делать, какие слова когда произносить. Однако там обычно нет многого из того, что реально облегчает намаз простого мусульманина, работника на заводе или фабрике, строителя или шофёра.
Например, если делать тахарат так, как написано в книгах, по полной программе, со всеми суннатами, это не только займёт много времени, но и потребует определенных неудобств в некоторых случаях. Например, как троекратно омыть ступни водителю зимой?
А можно делать масх, то есть омывать водой ступни по щиколотки только раз в сутки, а в остальное время, когда делаешь очередной тахарат, только проводить по носкам мокрыми пальцами от кончиков пальцев по подъёму ноги.
Если очень мало воды, то можно при совершении тахарата ограничиться лишь выполнением фардов (то, что надо омыть обязательно). То есть один раз омываешь лицо, по одному разу каждую руку, включая локти, немного смачиваешь волосы мокрыми ладонями, делаешь обтирание носков. И всё!
А если воды нет совсем? Или она очень холодная? Или приходится делать тахарат на улице (например, водителю во время рейса), а погода такая, что можешь заболеть, пока разденешься и промоешь руки, лицо? Тогда делаешь таямум, т. е. ладонями хлопаешь по земле и проводишь ими по лицу, как бы омывая. Потом ещё раз хлопаешь по земле и проводишь ладонями по рукам, включая локтевой сгиб. Если при ударе об землю к ладоням прилипли куски земли, их нужно стряхнуть, чтобы на лице не было грязи.
Сам намаз также имеет разные по важности элементы. Например, если читать обеденный намаз (зухр) полностью, со всеми суннатами и зикрами, это может занять и 20 минут, и полчаса, и даже больше. Где рабочему человеку взять столько? Ему в обед надо ещё и умыться, и поесть. Если нет времени, читай только фард (обязательный) намаз, зикр можешь читать по дороге на рабочее место.
То есть там, где есть трудности, там Аллаh обязательно даёт и облегчение. Просто надо знать, когда и при каких обстоятельствах можно применять эти облегчения. Например, если ты будешь постоянно читать только фарды и пренебрегать суннатами, даже когда у тебя есть на это время, твой иман будет ослабевать и, возможно, сойдёт на нет.
Для тех, кто ездит далеко, дальше чем на 80-90 км, например, дальнобойщиком, могу сообщить, что намаз мусафира (человек, который находится в пути) намного легче, чем того, кто остаётся в своей местности. Например, мусафир читает суннаты только утреннего намаза, остальные суннаты он не читает. Его масх носков сохраняется трое суток (если он не снимает носков, конечно). Мусафир совмещает два дневных и два ночных намаза вместе, т. е. он читает аср намаз сразу после зухр намаза, причём можно в любое удобное время в пределах времени обоих намазов. Остановился заправиться (или поесть), сделал тахарат и прочитал сразу оба намаза. Причём по 2 ракаата, а не по 4, как обычно.
Фактически тратишь на два намаза вместе с совершением омовения всего 5-6 минут. Вечером намаз магриб не сокращается, там так и остаются 3 ракаата фарда. Ночной намаз в пути состоит только из 2 ракаатов. Потом можешь лечь спать. Или ехать дальше, если спать не хочешь.
Короче, глаза боятся, а руки делают. Надо просто начать и не бояться никаких ошибок. Аллаh милостив и Он прощает ошибки в намазе тем, кто учится.