Теракты – не джихад… Опомнись, молодежь!
Эта статья составлена по книге известного современного ученого, имама одной из важнейших исламских святынь – Пророческой Мечети в городе Медина – шейха Абдульмухсина аль-Аббада. Его книга под названием «Чей разум и чья религия могут назвать разрушения и взрывы джихадом? Опомнись, молодежь!» была издана несколько лет назад, после того как в святых для каждого мусульманина городах – Мекке и Медине случились теракты, унесшие жизни многих людей. В своей книге шейх рассказал не только о терактах против мусульман, но и против иноверцев.
Опубликовать статью мусульманского ученого из другой страны нужно по нескольким причинам. Одна из них состоит в том, что та часть современной исламской молодежи, которая считает разрешенным совершение терактов, возможно, прислушается к мнению столь авторитетного ученого, имама второй по своей важности мечети в Исламе – мечети в Медине.
Чей разум и чья религия могут назвать разрушения и взрывы джихадом?!
После каждого теракта мы становимся свидетелями печальных для Ислама и для всех мусульман последствий. Все это и есть результат наущений шайтана и его украшение чрезмерности и излишества тем, кто поддался этому. То, что произошло, является самым скверным деянием из преступлений и нечестием на земле. Но более скверным является то, что шайтан заставляет думать тех, кто совершил подобное, что это джихад! Какой же разум и религия могут говорить о том, что убийство людей – мусульман и му‘ахадов, наведение ужаса на людей, оставление вдов и сирот является джихадом?!
Доводы Корана о тяжести и опасности греха убийства
Наиболее ясным доводом Корана о запретности покушаться на жизнь человека является следующий аят. Всевышний сказал: «Кто убьет человека не за убийство или нечестие на земле, тот словно убил всех людей, а кто сохранит жизнь человеку, тот словно сохранит жизнь всем людям» («аль-Маида», 5:32).
Также в Коране и хадисах есть много текстов, запрещающих самоубийство… Так, Всевышний Аллах сказал: «О те, которые уверовали! Не убивайте самих себя, поистине, Аллах к вам Милосерден» («ан-Ниса», 4:29-30).
Сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Тот, кто чем-либо убьет себя, будет подвергнут мученьям в Судный День тем же самым» (Аль-Бухари, 6047, Муслим, 176).
От Джабира ибн Самуры (да будет доволен им Аллах) сообщается, что “когда один человек, получивший ранение, покончил жизнь самоубийством, Пророк (мир ему и благословение Аллаха) не совершил над ним заупокойную молитву (джаназа)”. (См. “Сахих ат-таргиб”, 2457).
Эти ясные тексты Корана и Сунны указывают на строжайший запрет осознанного самоубийства по любой причине. В этом также содержится опровержение тем, кто дозволяет в наши дни самоподрывы, называя это самопожертвованием (‘амалия истишхадия). И как же после таких устрашающих текстов богобоязненный мусульманин может решиться на самоубийство, взрываясь среди немусульман, пусть даже кто-то даст ему фетву на дозволенность этого поступка?!
Во время терактов гибнут разные люди, в том числе и мусульмане. Получается, что человек, подрывающий самого себя, становится виновным не только в гибели людей, но и в смерти своего брата по вере, тогда как есть множество хадисов, строго запрещающих покушение на мусульманина.
Так, Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Гибель всего этого мира менее значима для Аллаха, чем неправомерное убийство верующего!»
От Убады ибн Самита передается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Тот, кто убил верующего и возрадовался этому, от того Аллах не примет ни добровольных дел, ни обязательных!» Этот хадис приводит Абу Дауд, который затем передал от Халида ибн Дахкана, что он сказал: “Я спросил Яхью ибн Яхью о словах «возрадовался этому», и он сказал: “Речь идет о тех, кто сражается во время смуты. Один убивает другого, и считает, что он на прямом пути, и не кается за совершенное преступление”.
Тексты Корана и Сунны о запретности покушаться на немусульман, живущих в мире с мусульманами
Некоторые могут подумать, что в предыдущих аятах и хадисах говорится только о запретности покушаться на мусульман. Для тех, кто считает так, полезно будет вчитаться в следующие религиозные тексты.
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Тот, кто убьет немусульманина из числа тех, с кем мы заключили мир, не почувствует благоухания Рая, которое будет ощущаться уже на расстоянии сорока лет пути» (Аль-Бухари, 3166).
Этот же хадис приводит имам ан-Насаи (4749), но уже другую его версию: «Тот, кто убьет зиммия, не почувствует благоухания Рая, которое будет ощущаться уже на расстоянии семидесяти лет пути от него».
Также от Абу Бакра передается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Для того, кто убьет му‘ахада в недозволенное время, Аллах сделает Рай запретным» (Абу Дауд, 2760, ан-Насаи, 4747. Иснад хадиса достоверный).
Что же касается убийства неверного, у которого с мусульманами есть договор, то Аллах обязал совершившего это выплатой (дия) и искуплением (каффара). Всевышний Аллах сказал: «Если убитый принадлежал к народу, с которым у вас есть договор, то надлежит вручить его семье выкуп и освободить верующего раба. Кто не сможет совершить этого, тому надлежит поститься в течение двух месяцев непрерывно в качестве покаяния перед Аллахом. Аллах – Знающий, Мудрый» («ан-Ниса», 4:92).
Убежден, что для верующего человека достаточно приведенных аятов и хадисов в качестве доводов. Поэтому я хочу сказать:
«О молодежь! Бойтесь Аллаха и не становитесь добычей шайтана, который толкает вас к несчастьям в этом мире и к мученьям в мире ином!
Бойтесь Аллаха и не убивайте стариков, взрослых и детей!
Бойтесь Аллаха и не убивайте матерей, дочерей и сестер!
Бойтесь Аллаха и не проливайте запретную кровь и не присваивайте чужое имущество!»
Не все иноверцы одинаковы
Среди мусульман есть такие, кто говорит, что в Исламе нет понятий «враждующий кафир» и «мирный кафир», и по этой причине они считают дозволенным убийство и захват имущества любого немусульманина. На самом деле это заблуждение, поскольку сам Великий Аллах провел такое разделение. Всевышний Аллах сказал: «Аллах не запрещает вам творить добро и проявлять справедливость по отношению к тем немусульманам, кто не сражался с вами из-за вашей религии и не изгонял вас из ваших жилищ, – ведь Аллах любит справедливых. Аллах запрещает это только по отношению к тем, которые сражались с вами из-за религии, выгоняли вас из ваших жилищ и способствовали вашему изгнанию» («аль-Мумтахана», 60:8-9).
По достоверному мнению комментаторов Корана, этот аят не считается отмененным, на это указывает то, что в нем содержится недвусмысленное исключение: «кто не сражался с вами из-за вашей религии и не изгонял вас из ваших жилищ». Поэтому к каждому, кто попадает под категорию тех, кто не сражается с мусульманами из-за религии, можно проявлять благо. Это подтвердили многие исламские ученые ранних поколений, в том числе автор самого авторитетного сборника комментариев к Корану – Ибн Джарир ат-Табари. («Тафсир ат-Табари» 10/261).
Ибн ‘Аббас говорил: “Многобожники по отношению к Пророку (мир ему и благословение Аллаха) и верующим делились на две категории: те, с которыми они сражались и которые сражались с ними (ахлюль-харб), и те, с которыми не сражались они и которые не сражались с ними (му‘ахад)” (Аль-Бухари, 3/145).
Ибн аль-Кайим сказал: “Немусульмане бывают либо из числа воюющих, либо из числа тех, с кем заключен мирный договор. Те, с кем заключен договор, подразделяются на три категории: те, кто живет на земле мусульман и выплачивает джизию; те, с кем заключен мирный договор (‘ахд); и те, кому мусульмане дали гарантию безопасности (аман)”. (См. “Ахкаму ахли-зимма”, 2/178).
Аргументы сторонников «актов мученичества» и их опровержение
Наиболее часто используемым аргументом у сторонников актов «мученичества» является рассказ о юноше-герое в истории о людях, брошенных в огненный ров. Это длинный хадис, поэтому приведем только ее основную часть, используемую как довод: «…Юноша сказал царю: «Ты не сможешь убить меня до тех пор, пока не сделаешь то, что я тебе велю». «Что же я должен сделать?», — спросил царь. Юноша ответил: «Собери всех людей на одной площади и распни меня на стволе дерева. Затем вынь стрелу из моего колчана и заряди ею лук. Затем скажи: «Во имя Аллаха, Господа этого юноши» и пусти в меня стрелу. Если ты сделаешь так, как я тебе указываю, то убьешь меня». (Этот достоверный хадис передал имам Ахмад).
По мнению сторонников актов мученичества, этого юношу царь никогда не смог бы убить, если бы тот сам не рассказал ему, как это можно сделать. Следовательно, юноша самостоятельно привел себя к гибели, и делал он это ради того, чтобы люди поверили в могущество Бога. По их мнению, по аналогии с этим можно бросать себя на гибель ради достижения своей цели.
Но если рассмотреть эту историю детально, то увидим, что юноша, о котором идет речь в данном хадисе, не убивал себя и не стремился к самоубийству. Напротив, это царь велел убить его, придумывая для этого изощренные способы. Юноша был приговорен к смерти, и его поступок подразумевал лишь выбор способа казни. Если бы он препятствовал совершению над собой казни, это все равно не остановило бы царя и не заставило его отказаться от попытки казнить приговоренного. Поэтому юноша и решил использовать произнесение царем слов «Во имя Аллаха, Господа этого юноши» при огромном стечении народа. Все это юноша сделал для того, чтобы свершилось желанное им обращение людей к истинной вере. Для этой цели он сказал царю с предельной правдивостью: «Ты не сможешь убить меня до тех пор, пока не сделаешь то, что я тебе велю». Поэтому неправильно утверждать, что юноша убил себя по собственному желанию, или умышленно вызвал свою смерть, или приказал убить себя.
По этому поводу шейх Ибн Усаймин сказал: «Мусульманину разрешается рисковать собой ради общих интересов. Поистине, юноша указал царю способ, которым он мог быть убит: царь должен был вынуть стрелу из колчана юноши и т.д. Народ уверовал, а сам юноша не потерял ничего, поскольку ему все равно предстояло быть казненным – так или иначе. Что же касается тех, кто подбирается к врагам, неся на себе взрывное устройство, и взрывает себя, оказавшись среди них, то такой поступок считается самоубийством, – да упасет нас от этого Аллах!
«Героические» самоубийства не отвечают интересам Ислама. Если, совершая такой акт, человек убьет вместе с собой десяток, сотню или даже несколько сотен врагов, он все равно не принесет Исламу пользы, и его поступок, в отличие от поступка вышеупомянутого юноши, не побудит людей к обращению в Ислам. Напротив, такой поступок лишь вызовет раздражение врага, разъярит его и побудит к более жестокому обращению с мусульманами» (Ибн Усаймин «Шарх Рийад ас-Салихин», 1/180-181).
На это обстоятельство следует обратить особое внимание. В истории с юношей не было расправы с врагом. Поступок юноши не служил разгрому противника, а был призван принести пользу Исламу и людям, способствовать их обращению в истинную веру.
Их аргумент о том, что сподвижники не совершали терактов только из-за отсутствия нужной техники
Кое-кто может пуститься в философствования, сказав, что во времена Пророка (мир ему и благословение Аллаха) не было бикфордовых шнуров и прочей техники, и только поэтому сподвижники не совершали терактов. В ответ мы спросим: разве Пророк (мир ему и благословение Аллаха) приказывал кому-либо, замаскировавшись, проникнуть на территорию врага, чтобы совершить насилие или убийство, а затем убить самого себя?! Разве Пророк (мир ему и благословение Аллаха) посылал кого-либо потопить корабль и утонуть вместе с ним? А ведь это возможно даже и без необходимой техники и оборудования…
Хузейфа бин аль-Йаман, да будет доволен им Аллах, передал, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Есть два вида участия в войне. Первый – когда человек воюет ради Лика Аллаха, подчиняясь правителю, расходуя свое отборное имущество, хорошо относясь к товарищам. Такой человек получает награду и за сон, и за бодрствование. Второй – когда человек воюет ради славы и известности, ослушивается своего правителя, сеет порчу на земле. Такой человек вернется, даже не получив возмещения за то, что потратил». (Этот хадис передал ан-Насаи. Шейх аль-Албани назвал этот хадис хорошим в сборнике «Сахих Сунан ан-Насаи», 3911).
Второй вид ведения войны, о котором говорится в вышеприведенном хадисе, присущ радикальным движениям, осуществляющим покушения и взрывы. Если ты, уважаемый читатель, задумаешься об их сути, то увидишь, что все эти группировки преследуются в своих государствах, сеют порчу на земле без всякого права.
Их аргумент о том, что теракты показывают храбрость мусульман
Одними из первых акты «мученичества» стали применяться в Палестине. Тогда для популяризации этой тактики ее организаторы говорили, что теракты имеют немало положительных сторон: «они демонстрируют решимость в борьбе и готовность погибнуть на пути Аллаха, не позволяют затихнуть джихаду на мусульманских землях, способствуют уменьшению притока еврейских иммигрантов в Палестину и доносят голос угнетенной Палестины до остального мира». Эти же слова можно часто услышать и в наши дни от тех, кто считает, что с помощью терактов продолжается джихад.
На это мы должны сказать, что никто и не отрицает некоторых положительных результатов, однако, к сожалению, эти результаты напоминают бассейн с водой, устроенный в огромной пустыне под палящим солнцем. Не успеет этот бассейн наполниться водой, как она тут же испаряется, никому не принося пользы!
Также и в нашей ситуации. Возможно, кому-то действительно покажется, что мусульманин, готовый расстаться с жизнью ради своих убеждений, бывает храбрым и непоколебимым. Но миллионы других людей приходят к мысли, что подобный человек – очень жесток, ненавидит весь мир и человечество, пытается силой заставить других принять его мнение. Подобное поведение рождает как минимум отторжение, но чаще всего – провоцирует усиление агрессии и ответной жестокости, что сводит на нет все возможные положительные результаты такой борьбы.
Разве можно после этого назвать джихадом захват театра с женщинами и детьми разных национальностей?! Разве можно назвать джихадом захват детской школы, взятие в заложники и убийство сотен ее учеников?! Необходимо ясно и во всеуслышание заявить: джихад не имеет никакого отношения к этим актам, и он бесконечно далек от всего подобного!
Наличие доброго намерения недостаточно для того, чтобы деяние было праведным
Нет сомнения в том, что люди, идущие на совершение актов «мученичества», намереваются тем самым улучшить положение своего народа и пожертвовать собственной жизнью ради обретения награды мучеников за веру. Они не вынашивают планов о суициде и не жаждут самоубийства, потому что для его осуществления предостаточно других путей.
Однако для совершения богоугодного поступка недостаточно одного намерения. Необходимо соблюдать и другие законоположения Шариата. В частности, Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кто убьет себя какой-либо вещью, будет наказан ею в День воскресения». (Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим со слов Абу Хурейры и Сабита бин ад-Даххака. Его же приводит Абу Аввана).
Этот хадис касается всех, кто умышленно совершил самоубийство, без какого-либо исключения и принятия в расчет мотивов и целей. Он распространяется на всех, кто убил себя, осознанно сделав такой выбор, а не по ошибке или принуждению. Арабское слово «ман» («кто»), использованное в данном хадисе, придает ему значение всеобщности, т.е. хадис охватывает любого человека, совершившего самоубийство. Кроме того, содержащаяся в хадисе угроза связана с самим поступком, а не с его мотивами и целями. Таким образом, каждый человек, убивший себя по собственной воле, оказывается совершившим грех и преступившим границы дозволенного. Благочестивое намерение и вероятная польза не делают дозволенным запрещенное и не оправдывают религиозные нововведения. Грех же ложится на того, кто ввел человека, решившегося на самоубийство, в заблуждение и дал ему фетву о дозволенности подобного «самопожертвования».
Их аргумент о том, что ученые не знают положений джихада и, следовательно, не могут выносить фетвы об этом
Другим аргументом является то, что они заявляют, будто фетвы по вопросам джихада имеют право выносить только те, кто участвовал в нем. Те же, кто далек от полей сражений, обязаны соглашаться с ними.
Но, руководствуясь этим суждением, можно дойти до того, что фетвы по вопросам хаджа могут давать лишь паломники, по вопросам купли-продажи – торговцы, а по женским вопросам – только сами женщины! Это самое странное и удивительное из того, что доводилось когда-либо слышать и читать! Да, есть некоторые моменты, которые досконально известны только тем, кто сталкивался с ними непосредственно. Это принято называть практическим опытом. Однако ученые обладают знаниями и полным представлением об актах «мученичества» и вообще обо всех вопросах, связанных с джихадом. Если же что-то им незнакомо, то они спрашивают тех, кто имеет об этом представление из личного опыта.
Запрещено вредить репутации Ислама
Сохранение хорошего мнения людей об Исламе – одна из задач нашего Шариата. Ее выполнение обязательно во взаимоотношениях с людьми и в политике. Так, уважаемый читатель, вероятно, знает о том, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) хотел перестроить Каабу, дабы восстановить ее на фундаменте Ибрахима, мир ему. Однако его останавливало лишь то, что арабы начали бы говорить: «Мухаммад рушит Дом Аллаха». По этой причине он отказался от своего желания.
Сохранение репутации Ислама обязательно должно приниматься нами во внимание. Сегодня средства массовой информации всего мира трезвонят об этих актах «мученичества», изображая мусульман кровожадными и безжалостными людьми, лишенными милосердия. Ужасно то, что основная масса людей верит этому, глядя на предоставляемые СМИ фото- и видеоматериалы и слушая их комментарии.
Их аргумент о том, что на войне человек рискует собой, следовательно, совершает поступок, аналогичный самопожертвованию
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) дозволял мусульманину подвергать свою жизнь смертельной опасности во время сражения, однако он запрещал убивать себя умышленно даже во время сражения. Дозволенность косвенно обусловливать свою гибель не означает дозволенности убивать себя преднамеренно.
Как бы там ни было, все сказанное касается лишь того, что происходит на поле боя, когда обе стороны готовы к сражению, а не тех ситуаций, когда люди, переодетые в гражданскую одежду, проникают на автовокзалы, метро, в рестораны, магазины, театры, совершая там взрывы. Кто погибает в ходе таких операций? Мирные граждане, которых, согласно Шариату, запрещено убивать! Более того, среди пострадавших от этих взрывов могут оказаться те, кто вообще не имеет никакого отношения к врагам, в том числе и сами мусульмане. Зачастую именно так и происходит, ведь подобные операции совершаются вслепую и целиком зависят от выбора того, кто их осуществляет.
Если, например, внимательно проанализировать акты, которые имели место в Марокко, России, Индонезии и Саудовской Аравии, то от них страдало исключительно гражданское население.
Поэтому, когда появилась «мода» захватывать гражданские самолеты, праведные мусульманские ученые активно выступили против этого, объявив на весь мир, что подобные действия запрещены и являются преступлением, осуждаемым Исламом.
Так, например, в саудийском городе Таифе было созвано 32-ое заседание Совета крупных ученых Саудовской Аравии, полностью посвященное этой проблеме. Это заседание проходило с 12 по 18 мухаррама 1409 года хиджры (31.08.1988). На основании сведений о ряде актов насилия и вредительства, приведших к гибели невинных людей и уничтожению гражданского имущества и общественных объектов в некоторых мусульманских и немусульманских странах, после продолжительных обсуждений и изучения доводов и священных текстов, единогласно было принято следующее заключение ученых: «Совершающий подобные акты насилия заслуживает смертной казни».
Крупные ученые исламского мира единогласно осуждают практику терактов и не считают их джихадом
После терактов в Эр-Рияде, 11/6/1424 г.х. (2003 г.), о которых говорил шейх аль-Аббад, высший совет ученых, среди которых: шейх Абдуль-Азиз Али Шейх, шейх Салих аль-Люхайдан, шейх Абдуллах аль-Мани’, шейх Абдуллах аль-Гадаян, шейх Салих аль-Фаузан, шейх Хасан аль-‘Атми, шейх Мухаммад ас-Сабиль, шейх Абдуллах Али Шейх, шейх Мухаммад аль-Бадр, шейх Абдуллах ат-Турки, шейх Мухаммад ибн Зайд Али Сулейман, шейх Бакр Абу Зайд, шейх Абдуль-Уаххаб ибн Ибрахим, шейх Салих ибн Хумайд, шейх Ахмад аль-Мубараки, шейх Абдуллах ар-Ракабан и шейх Абдуллах ибн Мухаммад аль-Мутляк, в своем заявлении, среди прочего, сказали: “Тот, кто утверждает, что различные теракты и убийства невинных – это джихад, тот является невеждой (джахиль) и заблудшим, ибо все это не имеет ни малейшего отношения к джихаду на пути Аллаха!”
Фетва шейха Фаузана: «Это не является джихадом»
Известному современному ученому шейху Салиху аль-Фаузану задали вопрос: «Являются ли такие действия, как убийства и взрывы различных учреждений в немусульманских странах необходимыми и можно ли назвать это джихадом?» Шейх ответил: «Убийства и взрывы недопустимы, поскольку они только навлекают на мусульман бедствия и приводят к убийствам и преследованиям их же самих. Что же касается джихада на пути Аллаха, то речь может идти только об открытом бое и только при определенных условиях. В этом необходимо следовать примеру Пророка (мир ему и благословение Аллаха), которому до переселения в Медину, когда он находился среди неверных в Мекке, было ниспослано следующее откровение: «Разве не видел ты тех, кому было сказано: “Воздержитесь от войны, совершайте молитву и выплачивайте закят…”?» («ан-Ниса», 4:77). Таким образом, ему было велено отказаться от сражения с неверными, ведь если бы был убит хоть один из многобожников, неверные погубили бы всех мусульман. Ясно, что убийства, совершаемые в тех странах, где живут мусульмане, приведут к убийствам самих мусульман, что, как вам известно, и происходит ныне. Это не имеет никакого отношения к исламскому призыву и не является джихадом на пути Аллаха». (См. «Фатауа аль-аимма фи ан-науазиль аль-мудальхима», 41).
Мнение шейха Усаймина о практике терактов
Еще один авторитетный ученый современности шейх Усаймин сказал следующие слова о совершающихся терактах: «Доведена ли религия Ислам в наши дни до большинства немусульман в его чистом виде, без искажений? Конечно, нет! Когда некоторые братья совершают деяния по своему усмотрению без всякой мудрости, они лишь увеличивают для европейцев и других искаженное представление об Исламе. Я подразумеваю тех, кто совершает взрывы среди народа, утверждая, что это джихад на пути Аллаха. В действительности же они приносят больше вреда Исламу и мусульманам, чем пользы. Каких результатов они добились? Вопрос к вам: стали ли немусульмане ближе к Исламу или же они еще больше отдалились от него?! Разве это из Ислама, когда человек чуть ли не прячет свое лицо, чтобы его не отнесли к этой сеющей панику и ужасающей группе? Ислам далек от всего этого, Ислам далек от всего этого! Даже после того, как джихад был вменен в обязанность, сподвижники не отправлялись в сообщество неверных для того, что бы убивать их, кроме как на джихаде под знаменем правителя, который мог вести джихад. А что касается этого террора, то клянусь Аллахом – это лишь ущемление для мусульман. Мы не видим хороших результатов и пользы, напротив, в этом только искажение и неправильное представление Ислама. Если бы мы выбрали путь мудрости, побоялись в наших сердцах Аллаха, исправили, прежде всего, себя, а затем тех, кто окружает нас, и пошли по пути шариата, то результат был бы непременно благим!» (См. «Шарх усуль ат-тафсир»).