Сподвижники Пророка
Мусульмане верят в то, что лучшим поколением в общине Пророка Мухаммада является поколение его сподвижников. К ним относятся все мужчины и женщины, которые видели Пророка, будучи мусульманами, и не отвратились от веры вплоть до самой смерти. Это значит, что если современник Пророка видел его, но обратился в ислам только после его смерти, то он не считается сподвижником. Тот, кто принял ислам при жизни Пророка, но не сумел встретиться с ним, тоже не считается сподвижником.
Мусульмане любят сподвижников, молятся за них и стремятся походить на них во всех добрых начинаниях. Любовь к ним является частью веры, а неприязнь к ним считается проявлением лицемерия. Сподвижники были воспитаны самим Пророком, прошли через многочисленные испытания и передали приобретённые от Пророка знания последующим поколениям. Благодаря своим выдающимся качествам и добродетелям они превзошли остальных людей и явили собой прекрасный пример для всех, кто стремится к благочестию и духовной чистоте.
Точных сведений относительно общей численности сподвижников нет. По словам выдающегося знатока хадисов Абу Зуры ар-Рази, после смерти Пророка их численность достигала 124 тысяч. По словам имама аш-Шафии, когда Пророк скончался, 30 тыс. мусульман проживали в Медине, и столько же — в остальных арабских племенах. По свидетельству Муаза бин Джабала, одного из участников похода на Табук, в том походе приняли участие свыше 30 тыс. мусульман.
Учёные единодушны в том, что одни сподвижники превосходили других по своим нравственным качествам и достоинствам, хотя все они заслуживали доверия и уважения. Обычно выделяют двенадцать категорий сподвижников, классифицируя их по времени обращения в ислам. Самыми авторитетными считаются те, кто обратился в ислам в первые годы призыва. К ним относятся, в частности, праведные халифы Абу Бакр, Усман и Али. Особым уважением пользуются сподвижники, принявшие участие в битве при Бадре, а также те, кто присягнул на верность под деревом в Худейбии. В последнюю, двенадцатую категорию входят те, которые видели Пророка во время покорения Мекки и прощального паломничества, будучи детьми.
Лишь немногие из сподвижников пересказывали хадисы со слов Пророка Мухаммада. По оценкам имама аз-Захаби, до нас дошли хадисы от полутора тысяч сподвижников. Имам Ахмад бин Ханбал, долго путешествовавший по мусульманскому миру в поисках знаний, собрал рассказы 987 сподвижников. Помимо них, имена ещё около трёхсот сподвижников упомянуты в шести наиболее авторитетных сборниках хадисов.
Сподвижники в Коране и Сунне.
Превосходство сподвижников и их добродетели подтверждаются аятами Корана и хадисами Пророка. В Коране сообщается, что Всевышний Аллах «доволен первыми из мухаджиров и ансаров, которые опередили остальных, и теми, которые последовали строго за ними» (сура 9 «Покаяние», аят 100).
Щедрой похвалы в Коране удостоены сподвижники, присягнувшие на верность Пророку в Худейбии: «Аллах остался доволен верующими, когда они присягали тебе под деревом» (сура 48 «Победа», аят 18). По свидетельству Джабира бин Абдаллаха, в тот день присягу принесли 1400 мусульман.
Великодушие, отзывчивость, праведность, доброта, снисходительность, самопожертвование, набожность и другие прекрасные качества сподвижников описаны в 8-м и 9-м аятах суры 59 «Сбор» и в 29-м аяте суры 48 «Победа». В 143-м аяте суры 2 «Корова» особо подчёркивается умеренность сподвижников, которая выражалась в приверженности справедливости и отказе от чрезмерности в делах религии.
Духовное богатство сподвижников, их готовность бороться за свободу и справедливость, а также их заслуги в распространении ислама нашли отражение во многих высказываниях Пророка. В одном из хадисов говорится: «Лучшим среди моих последователей является поколение, к которому я был послан, а потом — те, которые придут после них».
Посланник Аллаха запретил плохо отзываться о сподвижниках, разъяснив, что никому из мусульман не удастся достичь той искренности и того благонравия, которым отличались его соратники:
«Не браните моих сподвижников, ибо если кто-либо из вас израсходует золото величиной с гору Ухуд, то это не сравнится с пригоршней того, что израсходовал кто-либо из них, или даже с её половинкой».
Важность следования примеру сподвижников в соблюдении Ислама
Еще со времен самых первых поколений мусульман проявление любви и уважения к сподвижникам стало необходимым элементом веры. Об этом свидетельствует то, что все книги, писавшиеся в те времена, обязательно упоминали и то, каким должно быть отношение мусульман к сподвижникам.
Вот, например, что сказал имам ат-Тахави в своей широкоизвестной книге «Акыда Тахавийя», ставшей основой вероубеждения для всех мусульман, особенно – для последователей ханафитского мазхаба: «Мы любим сподвижников посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, но не проявляем чрезмерности в любви ни к кому из них, и вместе с тем мы не отказываемся от любви ни к кому из них. Мы ненавидим тех, кто ненавидит их и отзывается о них плохо, а сами мы вспоминаем сподвижников только добром, ибо любовь к ним – это религия, вера и милость, а ненависть к ним — неверие, лицемерие и несправедливость».
Вот слова имама Ахмада ибн Ханбаля из его книги «Основы Сунны», первыми словами в которой были следующие: «Основы Сунны в нашем понимании – это приверженность тому, на чем были сподвижники посланника Аллаха и следование за ними».
Доводом этому являются слова Всевышнего Аллаха: «А того, кто воспротивится посланнику после того, как ему стал ясен прямой путь, и последует не путем верующих, Мы направим его туда, куда он сам обратился, и сожжем в Аду. Как же скверно это место прибытия!» (Ан-Ниса, 115).
Всевышний Аллах также сказал:
«Если они (люди) уверуют подобно тому, как уверовали вы (сподвижники), то последуют прямым путем» (Аль-Бакара, 137).