Саид ибн Амир аль-Джумахи – сподвижник, проповедник, губернатор
В предыдущем номере нашей газеты была опубликована статья «Нет принуждения в религии». Её автор привёл несколько доказательств того, что Ислам в истории не распространялся мечом и насилием, и мусульмане не принуждали иноверцев принимать Ислам против их воли. Действительно, народы Индонезии и Малайзии, Западной Африки и Булгарии приняли Ислам не в результате захватнических войн. Они видели пример праведных мусульман, честных торговцев, справедливых судей, надёжных компаньонов. В истории Ислама сохранились имена первых мусульманских полководцев и правителей, таких как Умар ибн аль-Хаттаб, Халид ибн аль-Валид, Укба ибн Нафи (да будет доволен Аллах ими всеми), которые, управляя огромными территориями, жили, фактически, в бедности, не стремясь к личному обогащению. В этом номере – рассказ об одном из таких мусульманских губернаторов, сподвижнике Пророка по имени Саид ибн Амир аль-Джумахи.
Принял Ислам после того, как курайшиты казнили сподвижника
Саид ибн Амир являлся одним из великих сподвижников Пророка Мухаммада (мир ему и благословление). Поклонение, набожность, аскетизм — все наивысшие качества нашлись в этом человеке. Казнь сподвижника Хубайба, взятого в плен курайшитами, способствовала тому, что Саид пересмотрел свои взгляды на религию многобожников и перешёл в Ислам. В тот день он встал посреди большого собрания народа и заявил, что не причастен к их грехам и о том, что более не намерен поклоняться идолам.
После этого Саид ибн Амир переселился в Медину и остался рядом с Пророком (мир ему и благословление). Сам Пророк ушёл в мир иной, оставшись довольным Саидом, а два следующих наместника Пророка Умар бин Хатаб и Абубакр (да будет доволен ими Аллах) знали праведность и богобоязненность Саида, прислушивались к его советам и придавали значение его словам.
Как Саид стал губернатором Хомса
Во времена, когда Умар ибн Хатаб (да будет доволен ими Аллах), только начинал свое правление, Саид ибн Амир пошел к Умару и сказал ему:
— О Умар, советую тебе бояться Аллаха в отношениях с людьми и не бояться людей в отношениях с Аллахом. Советую также, чтобы твои слова не расходились с делами. А ведь лучшие слова те, которые подкрепляются делами… О Умар! Повернись лицом к тем дальним и близким людям, чьи дела поручил вести тебе Аллах. Пожелай им того, чего ты желаешь себе и своим домочадцам. Всегда и везде не боясь трудностей, стремись к истине и не бойся упрека порицающего.
Умар удивился таким словам, он призвал Саида быть его помощником и сказал: «О, Саид, я назначаю тебя руководителем жителей Хомса». Саид стал просить: «Я прошу тебя ради Аллаха, не сбивай меня с пути правильного и не заставляй желать мирского».
Умар разгневался и крикнул: «Вы возложили на меня эту должность, а теперь противоречите мне? Клянусь Аллахом, я не оставлю тебя!» – после чего назначил его губернатором над Хомсом (провинцией в Сирии).
Жалобы жителей на правителя
Вскоре после этого Умар ибн аль-Хаттаб отправился в Сирию, чтобы там лично ознакомиться с положением населения. Он остановился в Хомсе, где к нему пришли несколько горожан, чтобы поприветствовать его. Он спросил их:
— Ну, как вы находите вашего амира?
Люди нажаловались Умару на Саида, упомянув четыре его деяния, каждое из которых было серьёзнее других. Дело в том, что жители Хомса так же часто жаловались на наместников и правителей, как и куфийцы.
Умар, да будет доволен им Аллах, рассказывал:
“Я собрал у себя Саида и этих людей, взывая к Аллаху, чтобы Он не изменил моё мнение о Саиде, так как я очень верил ему. Когда люди вместе со своим амиром предстали передо мной, я спросил:
— В чём же вы жалуетесь на вашего амира?
Они ответили:
— Он не выходит к нам, пока не наступит разгар дня.
Я спросил:
— Что ты скажешь по этому поводу, Саид?
Немного помолчав, он ответил:
— Клянусь Аллахом, мне очень не хотелось бы говорить об этом, но если уж это необходимо, то дело в том, что у моих домочадцев нет слуги. Поэтому каждое утро я замешиваю тесто для семьи, а затем жду, пока оно не поднимется. После этого я пеку для всех лепёшки, совершаю омовение и затем выхожу к людям.
Умар продолжал:
Я спросил их:
— Какие ещё есть жалобы на него?
Люди отвечали:
— Ночью никто не может добиться от него ответа.
Я спросил:
— А что ты скажешь об этом, Саид?
Он ответил:
— И об этом мне не хотелось бы говорить, клянусь Аллахом. Тем не менее, скажу, что день я предназначил для людей, а ночь посвящаю Всемогущему Аллаху.
Я спросил:
— На что ещё вы жалуетесь?
Они ответили:
— Один день в месяц он вообще не выходит к нам.
Я спросил:
— А это почему, Саид?
Он ответил:
— У меня нет слуги, о повелитель правоверных, и одежда у меня только та, которую я ношу. Раз в месяц я её стираю и жду, пока она высохнет, а затем в конце дня выхожу к людям.
Я опять спросил людей:
— Ещё какие у вас жалобы на Саида?
Люди ответили:
— Иногда он впадает в бессознательное состояние и отсутствует на заседаниях совета.
Я спросил:
— А это что такое, Саид?
Он ответил:
— Я был свидетелем гибели Хубайба ибн Ади, когда был язычником. Я видел, как курайшиты терзали его со словами: “Хотел бы ты, чтобы на твоем месте был Мухаммад?” Хубайб отвечал им: “Клянусь Аллахом, мне не хотелось бы быть в безопасности среди своих родных вместе со своими детьми, в то время как Мухаммада укололи бы шипом”… Стоит мне только вспомнить этот день, и как я оставил Хубайба без помощи, как я тут же начинаю думать, что Аллах не простит мне этого, а затем впадаю в бессознательное состояние”.
После этого Умар воскликнул:
— Хвала Аллаху, что Он не изменил мое мнение о нём!
* * *
Да будет Аллах доволен Саидом ибн Амиром аль-Джумахи, который был из тех людей, которые помогают другим, несмотря на собственную бедность.
Умер Саид в двадцатом году по хиджре во время правления Умара ибн Хатаба (да будет доволен ими Аллах).
Источник: Ибн аль-Асир «Усд аль-габа», 2/462.