Разрешен ли мусульманам квас?
Квас – это продукт натурального брожения, также как и кефир. В их обычном, привычном состоянии эти напитки не опьяняют и поэтому разрешены для употребления. Проблема с ними возникает, если они перебродят. В этом случае они опьяняют и становятся недозволенными для употребления.
Давайте посмотрим, как поступали люди во времена Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) и что он говорил о разных напитках. В сборнике «Сахих Муслим» мы находим главу «О позволительности употребления набиза, который не забродил и не стал опьяняющим» (набиз – это напиток из изюма, настоенный в течение нескольких дней). В ней приводится хадис Ибн Аббаса, сказавшего: «Для Посланника Аллаха замачивали изюм, и он пил этот напиток в тот же день, а также на следующий день, вплоть до вечера третьего дня. После этого Пророк выливал остатки этого напитка» (хадис №2004).
Таким образом, Пророк (мир ему и благословение Аллаха) пил напиток из изюма в течение трёх дней, а потом выливал его остатки, потому что он начинал бродить и становился опьяняющим. Отметим, что три дня – это срок именно для того напитка из изюма, который готовили в то время. Другие же напитки могут забродить раньше или позднее этого срока.
То же самое можно сказать и о квасе, кефире, кумысе, простокваше и прочих подобных напитках: пока они не перебродили и не опьяняют, пить их разрешено, в противном случае – уже нет.
Что касается надписи на этикетках некоторых напитков «Доля этилового спирта не превышает 1,2%», то ответ будет следующим. Такое количество спирта удалось определить только с помощью современной техники, показывающей содержимое любого продукта вплоть до миллиграммов. Но Ислам не требует от людей такой точности, главное по Исламу – это чтобы напиток не опьянял человека, не воздействовал на его рассудок.
Как определяется, опьяняет ли напиток человека или нет? Для этого нужно основываться на хадисе Пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха: «Если напиток опьяняет в большом количестве, то нельзя пить даже малую его долю». На основании именно этого хадиса мусульманские ученые вывели такие критерии для определения опьяняющих напитков:
1 – если предположить, что напиток будет выпит в достаточно большом количестве, приведет ли он к опьянению или нет?
2 – влияет ли на рассудок человека каждая последующая порция этого напитка или же сколько ни пей – никакого изменения состояния человека не происходит?
Очевидно, что квас и прочие подобные напитки (не забродившие) не опьяняют человека даже будь они выпиты в большом количестве. Кроме того, с каждой последующей порцией кваса, с каждой новой выпитой чашкой этого напитка, состояние человека не станет меняться в сторону опьянения. Именно эта суть и имеет решающее значение при определении, дозволен квас или нет.