Пророк Ибрахим

Начало пророческой миссии и первое обращение с истиной – к отцу.

В прошлом номере мы начали рассказ о пророке Ибрахиме. Мы упомянули о его происхождении, где он жил, а также его вероисканиях. В этом номере – продолжение рассказа о его жизни.

Строки Коранических аятов говорят нам, что помимо пророческой миссии, ему было дано и Откровение в виде свитков (сухуфов), в которых излагались основы веры,  т.е.  Ибрахим  являлся не только пророком, но и  посланником Всевышнего Аллаха. «Воистину, это записано в первых свитках – свитках Ибрахима и Мусы» (Высочайший, 18-19)

Получив откровение от Аллаха призывать людей к истинной вере и Единобожию,  пророк Ибрахим первым делом обратился с истиной к своему отцу, и долгие годы уговаривал его признать Единобожие, объясняя ему несправедливость и абсурдность поклонения идолам. Этот факт прослеживается в аятах Корана. Многие аяты, рассказывающие нам о призыве Ибрахима, начинаются именно со слов: «Вот Ибрахим сказал своему отцу…»  или «Вот он сказал своему отцу и народу …»

«Вот Ибрахим сказал своему отцу Азару: «Неужели ты считаешь идолов богами? Я вижу, что ты и твой народ находитесь в очевидном заблуждении» (Скот, 74)

«Вот он сказал своему отцу: «Отец мой! Почему ты поклоняешься тому, что не слышит и не видит и не принесет тебе никакого избавления? Отец мой! Мне открылось знание, которое не было открыто тебе. Последуй же за мной, и я поведу тебя верным путем. Отец мой! Не поклоняйся сатане, ибо сатана ослушался Милостивого. Отец мой! Я боюсь, что тебя постигнет наказание от Милостивого, и что ты станешь помощником сатаны» (Мapйaм, 42-46)

«Он сказал своему отцу и своему народу: «Чему вы поклоняетесь? Неужели вы жаждете других богов, помимо Аллаха, измышляя ложь? И что вы думаете о Господе миров?» (Стоящие в ряды, 85-87)

Народ Ибрахима, и в том числе его отец, служили и поклонялись идолам, творениям своих рук.  Ясно как день, что не имеющие духа жизни идолы ничего не могли слышать, видеть и никак не могли внять молитвам лежащих ниц перед ними язычников. Тем более, они ничем не могли помочь им: кому и как могут принести пользу или вред бесчувственные и безжизненные идолы из дерева или камня? Ибрахим указал отцу на эту очевидную и простую истину. «Отец мой! Мне открылось знание, которое не было открыто тебе» Т.е. отец,  ко мне пришло откровение от Аллаха: кто Он, каков Он и как надо служить Ему. Ознакомься же с ним, оно неизвестно тебе.   Ибрахим обратился к отцу в высшей степени почтительно, он не стал говорить ему грубо, например: «о неверный, о язычник, чему ты поклоняешься?…» Он даже не сказал: «Я посланник Аллаха, возлюбленный Его».  Ибрахим лишь уважительно говорил: « Последуй же за мной, и я поведу тебя верным путем», ибо я знаю то, что не известно тебе. Таким образом, в вопросах религиозного знания не имеют значения ни возраст, ни родственные отношения;  младший может наставлять старшего и указать ему путь спасения.

«Отец мой! Я боюсь, что тебя постигнет наказание от Милостивого, и что ты станешь помощником сатаны» То есть, если ты будешь следовать сатане, то будешь наказан Милосердным, и будешь приятелем сатаны, а это конец ужасный! Так призывал Ибрахим, но его милосердные слова не задевали окаменевшее сердце его отца, язычника. На милосердные призывы сына он ответил угрозой: «Если ты не перестанешь, то я непременно побью тебя камнями. Оставь же меня надолго!»

Просьба Ибрахима за отца.

Пророк Ибрахим  настоятельно просил своего отца прислушаться к нему  и принять Единобожие, но так и не нашел в нем своего последователя — отец оставался глух к его речам.   При этом Ибрахим всегда общался с отцом очень вежливо и терпеливо,  и просил Всевышнего Аллаха простить отца  за многобожие.

«Он (отец Ибрахима) сказал: «Неужели ты отворачиваешься от моих богов, Ибрахим ? Если ты не перестанешь, то я непременно побью тебя камнями. Оставь же меня надолго!» Он (Ибрахим) сказал: «Мир тебе! Я буду просить моего Господа простить тебя. Воистину, Он снисходителен ко мне. Я удаляюсь от вас и от того, чему вы поклоняетесь помимо Аллаха… » (Мapйaм, 46-48)

Пророк Ибрахим в своих молитвах многократно просил Аллаха простить его отца. Однако,  в ответ на эти многочисленные просьбы, Ибрахим получил откровение от Всевышнего Аллаха, в котором говорится:

«Пророку и верующим не подобает просить прощения для многобожников, даже если они являются родственниками, после того, как им стало ясно, что они будут обитателями Ада» (Покаяние, 113 ).

Это означало, что отец уже никогда не станет верующим. Поняв,  что он и отец  теперь находятся по разные стороны, и его отец  никогда не признает Единство и Могущество Творца, оставшись в стане язычников, пророк Ибрахим  порывает с отцом, как бы тяжело для него  это не было.  Верность Всевышнему Аллаху для пророка Ибрахима была сильнее всех иных земных привязанностей.

«А молитва Ибрахима о прощении для его отца была всего лишь исполнением обещания, которое он ему дал. Когда же ему стало ясно, что его отец является противником Аллаха, он отрекся от него. Воистину, Ибрахим был смиренным, выдержанным»(Покаяние,114)

Пророк Ибрахим просил за отца-язычника только из-за обещания, которое он ему дал. Несмотря на то, что отец Ибрахима обругал его и хотел побить камнями,  Ибрахим в ответ обещал ему: «Я буду просить моего Господа простить тебя». Согласно этому обещанию, Ибрахим, будучи сострадательным и кротким, просил прощения своему отцу  у Аллаха, но Всевышний Господь разъяснил ему, что отец его навсегда останется в язычестве! И только тогда Ибрахим отрекся от отца. Таким образом, просьба Ибрахима к Аллаху простить его отца проистекала из качеств Ибрахима, присущих ему лично — сострадательности и кротости.

Просьба Ибрахима показать ему чудо воскрешения.

« Вот сказал Ибрахим: «Господи! Покажи мне, как Ты оживляешь покойников». Он сказал: «Разве ты не веруешь?» Он сказал: «Конечно! Но я хочу, чтобы мое сердце успокоилось». Он сказал: «Возьми четырех птиц, раздели их, прижав к себе, и положи по кусочку на каждом холме. А потом позови их, и они стремительно явятся к тебе. И знай, что Аллах – Могущественный, Мудрый» (Корова, 260)

Ибрахим, один из величайших пророков Аллаха, просит Всемогущего показать, как Он оживляет мертвых. Этот вопрос из тех, что воодушевляет рабов Божьих в их вере в своего Господа, после того, как будет продемонстрировано Его могущество. Ибрахим  ничуть не сомневался  в способностях Аллаха воскрешать мёртвых. Он был уверен в этом.  Поэтому, когда Аллах спросил у него: «Разве ты не веруешь?», тот ответил: «Конечно (уверовал я)! Но я хочу, чтобы мое сердце успокоилось».

В данном случае ошибочно было бы полагать, что Ибрахим сомневался в Аллахе. Комментаторы Корана объясняют аят «Но я хочу, чтобы мое сердце успокоилось», как «…к моей имеющейся вере добавить еще веры».

Ибрахим просил чуда, чтобы насладиться, как и всякий раб Божий, могуществом Великого Аллаха, увидев воочию то, чему верил в душе. Чтобы удовлетворить высокую душевную потребность Ибрахима, Аллах решил сотворить свое чудо и призвал своего пророка принять участие в своем божественном опыте. Аллах повелел Ибрахиму поймать четырех птиц и разделить их на части. Но сначала велел изучить их,  запомнить, какие они: какой окраски, какие у них крылья, хвосты и другие особенности,  чтобы после того, как они воскреснут и обретут прежний вид, узнать их. Затем велел разорванные кусочки разбросать по окрестным горам, смешав части разных птиц.

“А потом позови их”, – сказал Аллах, что и сделал Его посланник. Тогда разрозненные части птиц соединились вновь воедино, птицы обрели прежний вид, ожили и стремительно слетелись на зов пророка. Таким путем Ибрахим на собственном опыте увидел, как Аллах оживляет мертвых.  «И знай, что Аллах – Могущественный, Мудрый»“  Из-за величия Своего Он делает, все, что захочет, и никто не способен противостоять Его желаниям, противодействовать Его делам. Он всемогущ и творения его мудры.

Читайте также: