Принять ислам таким, как он есть

Появление книги «Жизнь пророка Мухаммада» стало событием поистине историческим. На столь смелый шаг отважились Российская академия наук в лице Института востоковедения и научно-издательский центр “Ладомир”.

Разглядывая два тяжеленных тома, похожих на восточные сияющие ларцы, понимаешь: тут трудились отличные мастера. Оформление и дизайн-макет — Е.Березиной из творческой мастерской “Дизайн уникальных изданий” В.Валериуса. Огромный пятилетний труд завершился изданием книги и фотоальбома при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям в рамках федеральной целевой программы “Культура России”.
Авторы повествования Наталья Ефремова и Тауфик Ибрагим, исследовав первоисточники, написали подробную биографию пророка Мухаммада. Соплеменники еще в детстве разгадали характер мальчика и прозвали его Аль-Амин, Надежный. Оказывается, в Торе, в Евангелии и в Библии есть свидетельства о появлении в будущем еще одного пророка — Благохвалимого. Именно так переводится имя Мухаммад.
Главный редактор “Ладомира” Юрий Михайлов рассказывает:

— Все фотографии этих священных мест хранятся где-то в музеях?
— Нет. Я по всему миру их собирал, разыскивал и находил. Такого альбома, какой мы прикладываем к “Жизни пророка Мухаммада”, нигде нет… Например, большинство мусульман даже не представляет, как все устроено внутри Каабы. В нашем фотоальбоме мы даем внутреннее устройство в разрезе. У людей появилась возможность в нее вглядеться.

С особым чувством разглядываешь фотографии личных вещей Пророка: меч Масур, инкрустированный восточными самоцветами; лук Сафра с золотой исламской вязью; желтый футляр для сбережения волосков из бороды Пророка; чаша для питья, отделанная серебром. Очень трогает ларец, в котором под зеленой расписной тканью хранятся сандалии Пророка. Впечатляют полуистлевшие куски кожи с текстом из Корана. Вызывает восхищение искусство арабских каллиграфов. Каждая цитата — уже искусство; в рамку — и на стену! Для русских глаз — это изысканная тайнопись. Прикасаешься к этим страницам и ощущаешь магическую волну одухотворяющего искусства.

— Юрий Анатольевич, эта книга располагает к себе уникальным оформлением. Конечно, чувствуется Восток, но смягченный сдержанной изысканностью.

— Мы — европейское издательство, у нас своя школа оформления. К сожалению, уровень изданий востоковедческих книг ныне невысок. А ведь восточный орнамент, вязь, кружева деталей имеют сакральный смысл. Мы живем в иной традиционной и духовной культуре. Художники, кого мы приглашали, честно отказывались со словами: “Мы не знаем, как это делать”. Передать метафизику ислама для русских читателей непросто. Трудно было и мне объяснить нашим дизайнерам, как использовать выразительные возможности исламского орнамента. Не копирование, не имитация, а создание своего в иной традиции. Пришлось буквально пальцем показывать, на что внимание обращать.

И все получилось. Когда я показываю книгу просвещенным людям и говорю: “Смотрите на корешок книги. Это исламское построение?” Они уверенно отвечают: “Исламское”.

— Я тоже пыталась разгадать тайный смысл в золотых параллельных линиях. Наверху, ломаясь и соединяясь, они образуют некую волшебную плоскость, какие-то врата или храмовую дверь. У основания линии становятся лучами, освещающими и освящающими слова “Биография Пророка Мухаммада”.

— Фантазируете! Это как раз то, чего мы добивались. В декабре мы представили книгу на Международном форуме “Россия — Исламский мир” в Кувейте. Мусульмане от нее в восторге.

— Кто приглашал вас на эту встречу?

— Я был включен в группу ученых и госслужащих, занимающихся исламом. В этом году форум “Россия — Исламский мир” пройдет в Ингушетии.

— Ваша роскошная книга стоит дорого, к тому же у нее мизерный тираж — всего три тысячи.

— Да, она очень затратна. Признаюсь: высокая цена все-таки не покрывает расходов. Но мы делали ее не из желания заработать много денег. Сам дерзкий замысел требовал исполнения высокого класса. Мы же не могли печатать на плохой бумаге. Нам требовалась самая лучшая печать, и мы нашли ее в Москве. Уверен, в научных кругах издание будет востребовано: оно соответствует канонической традиции. В течение пяти лет мы вместе с авторами добивались, чтобы тексты, книга в целом зазвучала.

— Верстка этого фолианта достойна высшей похвалы: авторские тексты даны в параллели с канонической информацией, где, например, прослеживается родословная Мухаммада.

— Сейчас из-за экономии мало кто рискнет осуществить похожий издательский проект. Но даже не это главное. Мы надеемся, что эта мудрая книга послужит образцом праведного поведения для верующих. У нее огромный потенциал востребованности. Мы хотели объяснить российскому читателю ислам с нуля, но для этого нам самим нужно было подняться на достаточный уровень компетенции.

Я русский. По образованию технарь. Но исламом занимаюсь 20 лет. В мире нет спокойствия. И сейчас есть неотложная задача — разбираться в мировых религиях, чтобы наладить добрососедство. А это возможно только на основе качественного просвещения.

— Вы так хорошо знаете ислам, что могли бы написать книгу о нем?

— У меня есть книжка “Пора понимать Коран”. Вышла года четыре назад и пользуется успехом.

— Почему такую богословскую публицистику не написал российский мусульманин?

— Даже если мусульманин правильно исполняет ритуал, объяснить его в традициях русской культуры он чаще всего не может. Так сложилось: если ты мусульманин, то писать о своей вере можно и на плохом русском. Исламская литература на русском, к сожалению, косноязычна. Литературному переводу богословских текстов у нас не учат. В десяти вышедших томах академического 20-томного “Словаря русского литературного языка” нет русской богословской лексики. В начале и середине ХХ века этой лексикой прекрасно владели многие русские писатели, поэты, философы. Почитайте хотя бы Ивана Ильина!

Создавая эту книгу, мы больше всего опасались отсебятины. Текст составлялся, кроился из разных авторитетных у мусульман источников. И соединялся в связный логичный рассказ. У каждого абзаца стоит цифра с указанием источника, откуда это взято. Мы и арабский текст напечатали в объеме, который необходимо знать каждому мусульманину.

— Ваши авторы рискнули и победили. Представьте их читателям.

— Они — доктора философских наук. Наталья Ефремова работает в Институте философии РАН; Тауфик Ибрагим — в Институте востоковедения. Он сириец по рождению, родился в исламской среде. Понимание восточных оттенков пришло к нему с молоком матери. В России живет 40 лет. Он председатель Российского общества исламоведов. У него высочайший научный авторитет. Он сумел донести до русского читателя аспекты исламской веры, переложить ее прекрасным литературным языком. А главное — не нарушил истины. И мы можем ощутить и понять, что привлекательного есть в исламе.

Ислам родился через откровение, явленное в книге. Он по сути — книгоцентричное явление. В нем на первом месте — знание. Представьте, когда в древности мусульманами захватывались при сражениях города, то провозглашалось: “Драгоценности не нужны. Контрибуцию несите книгами”. А если у плененного не было возможности освободиться за выкуп, ему предлагали обучить десять мусульманских детей грамоте. И — свободен! Совершенно замечательная подробность: архангел Гавриил (Джибраил) попросил Пророка перед смертью повторить весь текст Корана наизусть. Мухаммад сделал это.

— Библия построена на плавно движущемся земном сюжете. А Коран?

— Коран не имеет сюжетно связанного построения. Он не предполагает увлекательного чтения. Это — проповедь единобожия. Тем труднее его перевести и превратить на русском в мощное произведение.

— Спасибо вам за этот урок просвещения. Теперь пора познакомить читателей с яркими фрагментами и цитатами из книги.

О ЛИЧНОСТИ ПРОРОКА

Внешний облик

“Пророк был среднего роста. Обладал крепким телосложением, он не отличался ни полнотой, ни худобой. Его крепкую голову покрывали густые черные волосы — не кудрявые и не прямые, но слегка волнистые. Иногда он отпускал их ниже ушей, однако случалось, и до плеч. Пророк либо оставлял их свободно спадать, либо расчесывал на пробор… Седина, как сообщают, лишь слегка коснулась его шевелюры…”

“Нос тонкий и вытянутый, с горбинкой, рот большой, зубы ослепительно белые. По лицу Пророка часто пробегала улыбка, не оставлявшая людей равнодушными. Усам он предпочитал длинную и окладистую бороду. Его шея была точеной, плечи — широкими…”

Семья и домашний уклад

“25-летний Мухаммад женился на курайшитке Хадидже, которая вплоть до ее смерти — на десятом году посланничества — оставалась его единственной супругой. Овдовев, Посланник Божий взял в жены другую курайшитку — Сауду и совершил помолвку с дочерью своего близкого соратника Абу-Бакра — Айшей, которую ввел в дом на первом году хиджры (переселение Мухаммада из Медины в Мекку. — Ред.).

Жилье для Посланника Божьего, возводившееся близ Мечети, было предельно скромным… Пророк говорил: “Наилучший из вас тот, кто воистину наилучший для своей семьи, я же — наилучший для своей семьи”, — говорил Пророк. Женам он помогал в делах: сам чинил обувь, латал одежду и т.д.”

Магия

“Наравне с колдовством, Пророк предостерегал и от прорицательства, гадания по звездам, птицам, на песке и т.п. О гадателях, якобы способных отыскать тайники, он однажды отозвался: “Молитва (намаз) того, кто, побывав у гадателя, поверит его словам, не будет услышана в течение 40 дней”.
“А еще Посланник Божий верил в сглаз (айн). В кораническом откровении 68:51 говорится, что язычники едва не пошатнули Пророка своими взглядами. “Воистину сглаз существует, — подчеркнул он и, как сообщается в одной из версий, прибавил, если что и могло бы опередить предопределение (кадар), так это сглаз”.

И Пророк не только не препятствовал заговариваниям от сглаза, но, как передают, даже настаивал на этом. В одном из свидетельств рассказывается, что для снятия сглаза он советовал сглазившему совершить омовение, а пострадавшему — ополоснуться этой водой. Заговоры Посланник Божий произносил сам и рекомендовал их от многих недугов — хвори, укусов, злых духов и т.п.”

В примечании можно найти интересные примеры: “Архангел Гавриил снял с Пророка недуг (сглаз) таким заговором: “Именем Божьим заговариваю тебя от всего тебе вредящего, от чьего-либо зла, от сглаза завистника. Бог да исцелит тебя; именем Божьим заговариваю тебя”.

Сам Пророк практиковал такие заговоры: “Именем Божьим земля наша со слюной нашей да исцелит болящего нашего, с соизволения Господа нашего”. При этом он смачивал слюной указательный палец, касался им земли, после чего прикладывал его к пораженному хворью месту: “Боже, Владыка людей, изгони недуг; о, Исцеляющий, без соизволения Коего нет исцеления, исцели (страждущего) исцелением, болезням простора не оставляющим”.

Читайте также: