Правила, касающиеся торговли
Именем Аллаха, Милостивого, Милосердного! Дорогие братья и сестры, нас часто просят разъяснить правила и этикет торговли в исламе. Испрашивая помощи у Всевышнего Аллаха, сегодня мы начинаем серию публикаций, в которых будут разъяснены коранические аяты и хадисы нашего Пророка, мир ему и благословение Аллаха, касающиеся норм коммерческих взаимоотношений.
Важнейшим текстом, регулирующим коммерческие взаимоотношения, является коранический аят: «О те, которые уверовали! Не пожирайте чужого имущества неправедным путем, а приобретайте его путем торговли по взаимному вашему согласию. Не убивайте друг друга (букв. самих себя), ведь Аллах милостив к вам» (4:29).
Шейх ас-Саади в тафсире этого аята пишет: «Всевышний запретил верующим пожирать имущество друг друга незаконным путем. Этот запрет распространяется на насильственное присвоение чужой собственности, воровство, выигрыш в азартные игры и другие низкие способы заработка. Более того, он распространяется на надменное расточительство своего собственного имущества, потому что это – несправедливый и неправедный поступок.
После запрета на приобретение и расходование имущества незаконным путем Аллах разрешил приумножать свое имущество посредством торговли и других разрешенных видов заработка. Они считаются дозволенными при определенных условиях, одним из которых является обоюдное согласие сторон.
Аллах также запретил мусульманам убивать друг друга и убивать самих себя. Этот запрет распространяется и на создание угрозы для своей жизни и на совершение поступков, которые могут привести к увечьям или гибели. Аллах милостив к Своим рабам, и по милости Своей Он позаботился об их жизнях и имуществе, запретил им совершать поступки, которые могут навредить им или погубить их, и связал с этим принципом целый ряд религиозных ограничений.
Поразмысли над лаконичностью предписания не пожирать своего имущества между собой незаконно и не убивать самих себя. Аллах запретил губить имущество других людей и свое собственное имущество, а также убивать других людей и покушаться на свою собственную жизнь, воспользовавшись для этого выражением, которое даже короче высказываний: «Не ешьте имущества друг друга! Не убивайте друг друга!» А ведь эти высказывания ограничиваются запретами покушаться на чужую собственность и жизнь других людей.
Наряду с этим Аллах назвал собственность и жизнь правоверных общими, чтобы подчеркнуть их взаимную любовь и сострадательное, сочувственное отношение друг к другу. Правоверные имеют общие интересы и подобны единому организму – вера объединила их и сделала их мирские и религиозные интересы общими.
После запрета на приобретение имущества незаконным путем и причинение вреда себе и всем тем, кто получает это имущество, Всевышний Аллах позволил людям зарабатывать на жизнь, занимаясь торговлей, ремеслом, сдельной работой и другими видами деятельности, приносящими пользу людям.
Аллах позволил заключать торговые сделки только при обоюдном согласии сторон, подчеркнув тем самым, что они не должны основываться на лихоимстве. Лихоимство и ростовщичество не имеют отношения к торговле, потому что такие сделки заключаются с совершенно иными намерениями.
Аллах также подчеркнул, что обе стороны должны заключать торговые сделки по доброй воле. Однако обоюдное согласие достигается полностью только тогда, когда товар определен. В противном случае покупатель не может быть доволен сделкой при ее заключении, ведь он не в состоянии получить приобретаемый товар. Подобные сделки похожи на азартные игры, и поэтому все торговые сделки, при которых товар отсутствует в наличии, являются недействительными. А объясняется это тем, что в ходе их не достигается полное обоюдное согласие сторон.
Таким образом, сделка считается заключенной, если стороны произнесли соответствующие слова или совершили соответствующие поступки, потому что Аллах объявил обязательным условием заключения сделок обоюдное согласие. И если стороны выразили свое согласие любым способом, то сделка считается заключенной.
В конце этого аята Аллах возвестил о том, что Он милостив к правоверным, и Его милосердие проявляется в том, что Он позаботился об их жизнях и имуществе и запретил людям покушаться на них».
Мусульманские улемы сформулировали несколько условий, соблюдение которых обязательно для того, чтобы коммерческая сделка считалась действительной:
— продавец и покупатель должны быть совершеннолетними людьми с нормальной психикой;
— товар должен иметь конкретную цену;
— покупатель должен иметь возможность получить товар;
— торговая сделка должна заключаться на основании взаимного согласия обеих сторон;
— товар должен находиться во владениях или в распоряжении продавца.
Каждое из этих условий, если на то будет воля Всевышнего, мы рассмотрим подробно в последующих заметках.