Отведение сомнений: Последний аят из суры «Паук» как аргумент сторонников джихада
В предыдущем номере нашей газеты был опубликован материал под заголовком «Теракты – не джихад». В ней известный современный ученый шейх Абдуль-Мухсин аль-Аббад собрал множество аятов, хадисов, а также фетв авторитетных алимов, запрещающих мусульманам убивать самих себя во всех ситуациях, в том числе – и во имя джихада, ведь все это будет являться запретным самоубийством. Также он разобрал множество аргументов, которые приводят в свое оправдание сторонники так называемых «актов мученичества», и ясно показал, что все эти аргументы слабы и противоречат правильному пониманию Ислама. Продолжая эту тему, рассмотрим еще один важный аргумент, который часто используют сторонники джихада.
Этот аргумент – последний аят из суры «Паук». В нем Всевышний Аллах сказал: «А тех, которые ведут джихад ради Нас, Мы непременно поведем Нашими путями. Воистину, Аллах – с творящими добро!» («аль-‘Анкабут», 29: 69).
Ссылаясь на этот аят, сторонники джихада говорят, что если мусульманин встанет на путь войны, то Аллах непременно будет помогать ему, и путь такого муджахида обязательно будет только правильным. Все его поступки, его рассуждения и дела нужно будет считать не иначе как истинно верными. А если кому-то из мирных мусульман действия муджахидов покажутся заблуждением, то их мнение не нужно будет брать в расчет и не нужно к нему прислушиваться, ведь мирные мусульмане не находятся на пути джихада, а значит, нет гарантий, что Аллах повел их правильным путем! Вот такие заключения делают сторонники военного джихада, основываясь на этом аяте.
Теперь приведем ответ на этот аргумент.
Первый ответ: этот аят – из числа мекканских аятов.
Давайте разберемся, когда и где был ниспослан этот аят, а также вся сура «Паук». По хронологии ниспослания Корана мы узнаем, что этот аят, как и вся сура, были ниспосланы в Мекке. Это означает, что в нем никак не может говориться о джихаде как войне против иноверцев! Ведение войны стало предписанным для Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) только после переселения в Медину. Что же касается мекканского периода, то мусульманам тогда не разрешалось браться за оружие, и об этом нет никаких разногласий среди исламских ученых.
Процитируем слова одного из ранних комментаторов Корана. Имам ас-Судди сказал о времени ниспослания последнего аята из суры «Паук»: «Этот аят был ниспослан до обязанности сражаться!» (См. «Тафсир аль-Мухаррар аль-ваджиз», 4/326).
С этим также согласны и другие авторитетные комментаторы Корана – Табари, Ибн Касир и другие.
Второй ответ: речь идет о «джихаде нафс» – борьбе с самим собой и своими грехами.
Если кто-то спросит, о каком же тогда джихаде говорится в этом аяте, если в Мекке еще не было приказа вести джихад? Ответ здесь следующий – речь в аяте из суры «Паук» идет о «джихаде нафс» – борьбе с самим собой и своими грехами.
И здесь очень важно уточнить, что «джихад» – это не только война и сражение с оружием в руках. В переводе с арабского слово «джихад» означает «усердие», «выкладывание всех сил», «старание». Борьба с самим собой, со своими грехами и пагубными привычками, старание стать лучше, выкладывание всех своих сил для того, чтобы стать праведнее, проявление усердия в религии Аллаха – все это называется «джихад».
Именно поэтому Пророку Мухаммаду (мир ему и благословение Аллаха) и его сподвижникам было велено «вести джихад» в Мекке, несмотря на то что воевать с оружием в руках было запрещено. Все дело в том, что им приказывалось быть усердными и старательными в религии. Именно о таком понимании аята говорят комментарии ранних мусульман.
Ибн Аббас в отношении этого аята сказал: «Здесь речь идет о тех, которые сражались со своими страстями для подчинения Аллаху, благодарили за милости, оказанные им, и терпели несчастья, выпавшие на них!» (См. «Тафсир аль-Бахр аль-мухит», 7/155).
Раби’а в отношении этого аята говорил: «Нет на земле раба Аллаха, который повиновался бы своему Господу, призывал к Нему и запрещал то, что Он запретил, чтобы он не являлся тем, кто сражается ради Аллаха!» (См. «Тафсир Ибн Аби Хатим», № 17450).
Имам ас-Судди сказал: «“А тех, которые сражаются ради Нас”, то есть чтобы устоять на пути имана, “Мы непременно поведем Нашими путями”, то есть в Рай!» (См. «Тафсир аль-Бахр аль-мухит», 7/155).
Имам Ибн Аби Заманин сказал: «“А тех, которые сражаются ради Нас”, т.е. совершали благие поступки ради Аллаха. “Мы непременно поведем Нашими путями”, т.е. поведем по прямому пути!» (См. «Тафсир Ибн Аби Заманин», 3/353).
Также и имам аль-Багави после своих слов говорит: «Было также сказано, что «сражение» в этом аяте – это терпение в выполнении обязанностей! Хасан аль-Басри сказал: “Наилучший джихад – это противостояние своей страсти!” Аль-Фудайль ибн ‘Ийяд сказал: “Те, кто сражался в приобретении знания, Мы поведем его по пути совершения деяния в соответствии с этими знаниями!” Сахль ибн Абдуллах сказал: “Кто сражался в соблюдении Сунны, Мы поведем его в Рай!” Также от Ибн Аббаса передается: “Те, кто прилагал усердие в повиновении Нам, Мы поведем его по путям наград! ”» (См. «Тафсир аль-Багави», 5/210).
Таким образом, мы видим, что смысл слова «джихад» в этом аяте – самый обобщенный, и комментаторы Корана из ранних поколений мусульман не ограничивали его значение войной. Нам же, современным мусульманам, необходимо знать, как понимали Ислам первые поколения нашей уммы, и стараться придерживаться именно такого же понимания.