Отведение сомнений: О хадисе «Джихад не перестанет оставаться сладким и зеленым»
В прошлом номере мы опубликовали статью «Последний аят из суры «Паук» как аргумент сторонников джихада». В ней мы рассмотрели некоторые сомнения, распространяемые сторонниками так называемого глобального джихада, и дали пояснения и комментарии к аяту, используемому ими в качестве аргумента. В этом номере продолжим рассмотрение аргументов и сомнений, которые распространяются сторонниками джихада через Интернет. Не секрет, что во многом именно таким способом – через сайты и форумы – им удается находить новых сторонников.
Следующий довод, который часто приводится – это хадис, который звучит следующим образом: «Джихад не перестанет оставаться сладким и зеленым, пока дождь будет капать с неба. Однако для людей настанут такие времена, когда ученые, находящиеся среди них, скажут: “Это не время для Джихада”. Так кто бы ни застал такое время, пусть знает, что это наилучшее время для Джихада». Сподвижники спросили: “O Посланник Аллаха! Неужели кто-то действительно скажет это?” Он ответил: «Да, это скажет тот, на ком проклятие Аллаха, Его ангелов и всех людей».
Основываясь на этом хадисе, сторонники глобального джихада делают выводы, что джихад должен продолжаться постоянно (буквально – ежедневно) и не должен никогда прекращаться, что появятся ученые, которые будут останавливать людей совершать джихад, что самым лучшим действием в такое время станет джихад, и что противников джихада будет ожидать проклятие. Это сообщение очень часто цитируется в Интернете на различных сайтах и форумах, которые пропагандируют глобальный джихад. Но давайте рассмотрим действительное положение этого сообщения.
Первый ответ: это сообщение недостоверное.
Прежде всего, это сообщение является недостоверным, Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) таких слов не говорил. Его приводит Ибн ан-Нухас в «Машари’уль-ашуак», но в этом источнике данное сообщение вообще не имеет никакого иснада (цепочки передатчиков) – ни достоверного, ни слабого, ни даже лживого. Другие версии хадиса, которые приводят Ибн ‘Асакир в «Тариху-Ддимашк», 43/347 и ад-Дани в «ас-Сунануль-уарида филь-фитан», 3/751, имеют иснады, но они являются недостоверными. В их иснадах Язид аз-Зуркъаши, которого хафиз Ибн Хаджар назвал слабым, и Убад ибн Касир, о котором имам Ахмад сказал: «Передатчик ложных хадисов», и ‘Амар ибн Насыр, в ком также была слабость, как сказал Ибн ‘Асакир. Это со стороны науки о хадисах. Таким образом, нет смысла считать, что подобные слова сказал Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха), ему нельзя приписывать этого.
Второй ответ: это сообщение противоречит поступкам самого Пророка (мир ему и благословение Аллаха).
Этот хадис противоречит другим достоверным текстам шариата и здравой логике. Например, Пророк (мир ему и благословение Аллаха) заключил Худайбийское перемирие с многобожниками и считал, что это время не подходит для сражения. Так неужели же сам Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) мог сказать то, чему бы впоследствии стал противоречить?! Исходя из этого ложного хадиса, следует, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сам попал под категорию тех, на ком проклятие Аллаха, ангелов и всех людей. Это явное противоречие!
Третий ответ: это сообщение противоречит достоверным хадисам.
Одним из достоверных хадисов, которые явно противоречат этому сообщению, является следующий. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «И Всевышний Аллах ниспошлет ‘Исе (мир ему) откровение, в котором будет сказано: “Я посылаю таких рабов Моих, с которыми никто не сможет справиться! Укрой же рабов Моих на горе Тур!” И после этого Аллах пошлет племена Яджудж и Маджудж» (приводит Муслим, 2937).
Этот хадис касается будущего времени, периода перед концом света, о котором нам сообщил Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха). На землю спустится пророк Иса (мир ему), который будет править на земле несколько лет. Но затем появятся племена Яджудж и Маджудж и будут столь сильны и многочисленны, что даже пророк Иса (мир ему) не станет сражаться с ними и защищать свою землю, но для сохранения жизни людей он отступит в горы.
Шейх Хамд аль-Атик сказал: «Из этого хадиса извлекается, что когда пророк Иса, мир ему, будет послан в последнее время, он будет судить по шариату Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха). И, несмотря на то, что на него нападет племя безбожников, Господь повелит ему бежать в горы и запретит ему оборонительное сражение, поскольку не будет в этом пользы!» (См. «аль-Кауашифуль-джалия», 264).
Как видно, этот хадис приводит Муслим, и он достоверен. Можно сделать вывод, что во время появления этих племен джихад остановится, верующие отступят и не будут сражаться. Все это будет сделано по решению пророка Исы (мир ему). Может ли кто-нибудь сказать, что после этого он будет проклят Всевышним, ангелами и остальными людьми за то, что остановил джихад? Ни в коем случае.
Четвертый ответ: это сообщение противоречит Корану.
Как джихад может быть сладким и зеленым, если Всевышний Аллах говорит в Коране, что сражение нам ненавистно?! Всевышний Аллах сказал: «Предписано вам сражение, хоть и ненавистно это для вас!» («аль-Бакара», 2:216). А мы знаем, что слова Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) никогда не могут вступать в противоречие со словами Всевышнего в Коране.
Пятый ответ: нужно обращаться к ученым.
Одним из худших выводов, который можно сделать из этого сообщения, – это тот, что простым мусульманам разрешается не слушать фетв ученых, а принимать решения самостоятельно. Именно это и происходит в наше время, когда молодые люди не прислушиваются к словам больших алимов и вместо этого рассуждают на основании собственных эмоций.
Всевышний повелел в Коране: «Обращайтесь же к обладателем знания, если вы не знаете». Поэтому и имам Ибн аль-Хадж аль-Малики сказал: «Не следует человеку вступать в джихад, пока он не спросит у обладающих знанием, как ему делать джихад». (См. «аль-Мадхаль», 2/3).
Имам ас-Саффарини сказал: «Заслуги ученых известны, и их достоинства велики, и кто умоляет их достоинства, тот самый низкий и подлый из людей, а кто ненавидит их, тот из партии Иблиса». (См. «Ляухуль-ануар», 2/355).
И здесь стоит сказать, что в предыдущих номерах нашей газеты мы уже приводили фетвы больших ученых, которые строго осуждают совершение терактов и убийство мирных граждан как в мусульманских странах, так и в неисламских государствах, так что не будем повторяться. Вывод же один – современные крупные ученые не называют такие действия джихадом и никогда не поддерживали те террористические организации и так называемые «джамааты», которые считают, что ведут джихад.