Каждый человек приходит в этот мир с природной склонностью к поклонению.
В глубине души мы осознаем, что были сотворены Всесильным Творцом и постоянно нуждаемся в Его помощи. Потому и воздевают люди руки к небесам, когда теряют надежду на спасение, даже если они не живут по законам Всевышнего. Однако ощутить существование Творца – одно, а найти кратчайший путь к Нему – другое. Поскольку наш разум не способен постичь многие истины, а отпущенный нам срок очень невелик, Аллах не оставил нас блуждать во мраке неведения. Он оказал людям величайшую милость, отправив к ним посланников и ниспослав писания. Всевышний сказал: «Мы отправили посланников, о которых Мы уже рассказали тебе прежде, и посланников, о которых Мы тебе не рассказывали» (сура 4 «ан-Ниса», аят 164).
Мы верим в то, что посланники были отправлены к каждому народу, призывая поклоняться только Аллаху, не придавая Ему сотоварищей: «Мы отправили к каждой общине посланника: поклоняйтесь Аллаху и избегайте ложны богов» (сура 16 «Пчелы», аят 36); «Нет такого народа, к которому не приходил предостерегающий увещеватель» (сура 35 «Творец», аят 24). Вероучения всех посланников были схожими, а принесенные ими законы, регулирующие отношения между людьми, отличались, поскольку они соответствовали уровню общественного сознания и потребностям того или иного общества.
В Коране упомянуты имена 25 пророков: Адам, Идрис (Енох), Нух (Ной), Худ, Салих, Ибрахим (Авраам), Лут (Лот), Исма‘ил (Измаил), Исхак (Исаак), Йакуб (Иаков), Йусуф (Иосиф), Йунус (Иона), Айюб (Иов), Шу‘айб, Муса (Моисей), Харун (Аарон), Зуль-Кифль (Иезекииль), Давуд (Давид), Сулайман (Соломон), Ильяс (Илия), Альяса‘ (Елисей), Закария (Захария), Йахья (Иоанн), ‘Иса (Иисус) и Мухаммад, мир им всем и благословение Аллаха.
Что касается общей численности всех пророков Аллаха, то в «Муснаде» имама Ахмада сообщается, что на землю пришли 124000 пророков. В другом хадисе сообщается, что как-то раз пророка, мир ему и благословение Аллаха, спросили: «О посланник Аллаха, был ли Адам пророком?” Он ответил: “Да”. Тот спросил: “А сколько времени было между ним и Нухом?” Он ответил: «Десять веков (или поколений)». Тот спросил: “О посланник Аллаха, а сколько было посланников?” Он ответил: «Триста пятнадцать» (Ибн Хиббан, ат-Табарани, ал-Хаким).
Таким образом, Адам был первым пророком, а пророк Нух – первым из Божьих посланников. Какая разница между этими двумя понятиями? Ученые высказывали разные мнения на этот счет. Согласно наиболее надежному мнению, посланники (ед. расул) приходили к народам, которые уклонились от единобожия и впали в идолопоклонство, а пророки (ед. наби) проповедовали среди народов, которые исповедовали религию предыдущих посланников. Поэтому говорят, что каждый посланник был пророком, но не каждый пророк был посланником. А Аллах знает лучше!