Как избавиться от суеверий
Вопрос суеверий или примет так или иначе касается каждого из нас, пусть не прямо, так косвенно. Кто-то из прохожих останавливается, когда дорогу ему перебегает чёрная кошка, другой упрекает нас в том, что мы перешли ему дорогу с пустым ведром… Примеров много.
В чём же причина живучести подобного явления, несмотря на то, что существует масса опровержений и разъяснений о недопустимости и бесполезности этих предрассудков?
Ответить на вопрос нам поможет разделение людей на две большие категории, где в первой окажутся те, что живут этими суевериями и руководствуются ими в повседневной жизни, а во второй – те, что их не принимают. Очевидно, что есть нечто, отличающее эти две категории.
Первое, что их отличает, – это ЗНАНИЕ, поскольку именно оно даёт правильное понимание действительности. Но это в идеале, а в реальности не всё так просто. Проблема в том, что и у суеверного человека есть знания, но он руководствуется не ими, а чем-то другим. Вопрос в том, почему человек одни знания принимает и руководствуется ими в своей жизни, а другие отвергает. Оказывается, очень часто человек ищет знаний, потому что они могут дать ответы на некоторые его вопросы, но в остальной жизни он не пользуется ими.
Еще одна причина – это то, как человек объясняет причины происходящего с ним. Люди делятся на две категории: одни по преимуществу видят причины происходящего в их жизни в самих себе, другие же приписывают причины происходящего внешним воздействиям. В науке первые называются «интерналами», вторые – «экстерналами».
На примере это может выглядеть следующим образом: некто получил «двойку» на экзамене и объясняет это тем, что не уделил должного внимания подготовке и, в принципе, виновен сам. Другой же начнёт объяснять произошедшее с ним тем, что преподаватель был в плохом настроении, что билет попался неудачный, или тем, что… ему перешла дорогу чёрная кошка. Вот она причина подверженности всевозможным суевериям.
Вообще в психологии мотивации давно принят постулат о том, что интерналы лучше приспособлены к сложным жизненным ситуациям, и у них больше шансов добиться успеха в том или ином деле.
Тот человек, который пытается найти причины успехов или неудач в самом себе, в принципе ставит верную задачу, потому как ориентирован на самосовершенствование. Однако и здесь не всё так гладко, поскольку нельзя исключать того, что в жизни есть масса событий, не зависящих от нас, но так или иначе влияющих на нашу судьбу. Нужно отметить, что проблема подверженности суевериям довольно сложна и многогранна, а посему свести всё к разнице в УСК не будет правильным, потому как это комплексное явление и подходить к нему нужно тоже комплексно.
Вообще человек устроен так, что он всегда стремится что-либо связать с чем-либо. В принципе, любое суеверие можно рассматривать как некий стереотип, обязательно включающий в себя причину и следствие. К примеру, женщина с пустым ведром перешла дорогу (причина) – к неудаче (следствие). Вся наша жизнь наполнена причинно-следственными связями, и проблема в том, что одни причины проследить можно, другие – нет. Именно эта невозможность учесть все переменные (причины) заставляет человека полагаться на какие-либо наблюдения, приметы, передаваемые из поколения в поколение.
Справедливости ради стоит отметить тот факт, что есть масса примет, основанных на наблюдении за природными явлениями, и их следует анализировать с точки зрения научности. К примеру, есть широко известная примета, что низко летающие ласточки – признак приближающегося дождя. В данном случае уместно различать приметы (от слова «подмеченный»), основанные на природных закономерностях, и суеверия (от слова «напрасные верования») как вера в возможность использования таинственных сил в своих интересах или в возможность защититься от них посредствам неких ритуалов не основанных на истинном знании.
В психологии под суеверием принято подразумевать убеждения человека в том, что неведомые ему силы могут предвещать какие-либо события или влиять на них. Как правило, это проявляется в ношении неких языческих талисманов, нанесении татуировок, выполнении каких-либо ритуалов и т. д. Устойчивость суеверий, кроме их исторической преемственности от поколения поколению, таится в том, что факты, подтверждающие прогнозы, прочно фиксируются в сознании человека, а случаи неэффективности попросту вытесняются. Если, скажем, из ста фактов, когда чёрный кот перешёл дорогу, было 3 случая неудачного исхода, а 97 не возымели никаких значимых последствий, то именно эти три и устойчиво зафиксируются в опыте человека.
Очевидно, что данное поведение неприемлемо в жизни мусульманина, поскольку основа наших вероубежденией (Коран и Сунна) берёт начало от Творца всего сущего, а это гарантия истинности. Для истинно верующего мусульманина, обладающего достаточно крепкими вероубеждениями, вопрос суеверий просто неактуален. В Коране сказано: «Скажи: «Если Аллах отнимет ваш слух и ваше зрение и запечатает ваши сердца, какое божество (идолы, амулеты, обереги, суеверия), кроме Аллаха, вернет вам все это?» Посмотри, как Мы разъясняем знамения, однако они все еще отворачиваются». В этом аяте поясняется, что люди, будучи верующими, не должны придавать Всевышнему сотоварищей, то есть верить, надеяться, полагаться, рассчитывать на что-то или кого-то помимо Него, иначе это будет называться многобожием. Нам не нужно забывать, что наша судьба давно предопределена Создателем, никто и ничто не может её изменить. А когда мы надеваем на себя кольца с надписями, амулеты, обереги, то совершаем самый большой грех, сами того не осознавая.
Даже если вернуться к разделению людей по уровню субъективного контроля, где на первый взгляд может показаться, что экстерналы обречены на суеверия, то и здесь проблему решают вера и вероубеждения. Данная проблема снимается известным положением в Исламе «на Бога надейся, а верблюда привязывай». Этот постулат религии требует от любого человека, будь то интернал или экстернал, не верить суевериям, полагаться только на Всевышнего и при этом сделать все, что зависит от себя самого для достижения наилучшего результата.