Ислам узаконил многоженство
Слово «многожёнство» в разных уголках мира с разными культурами вызывает у людей совершенно разные эмоции. Где-нибудь в Европе, как и во многих регионах нашей страны эмоцией на это слово будет лишь ухмылка: это, мол, совершенно недопустимое со всех точек зрения вещь, нечто аморальное!.. неэтичное!
В странах с установившейся исламской культурой, эмоция будет прямо противоположная, совершенно спокойная – как на абсолютно допустимое и, в большинстве случаев, желательное явление. А среди российских мусульман это слово вообще вызывает прямо-таки торнадо эмоций — от самых негативных до самых позитивных.
Против
Если рассмотреть мнения простых мусульман на вопрос многоженства, то получится следующая картина. Те, кто так негативно относится к многожёнству, делятся на две группы: люди, которые особо не соблюдают религиозные требования, для которых всё европейское — это идеал, причём, совершенно не имеющие представления о том, что собой представляет полигамия по Шариату, и те люди, которые соблюдают основные фарзы (предписания), но лишены искренности в религии…
И первые, и вторые закрывают глаза на то, что полигамия — это дозволенный Всевышним путь и предпочитают тут же вспоминать о пресловутых султанах с их гаремами, и для этих – многожёнство — «смертельный грех», причем совершение прелюбодеяния рассматривается как нечто более предпочтительное, чем взять ещё одну жену (выйти замуж). И не ведают они о том, что «прелюбодеяние, совершённое одним членом общества, навлекает до 30 малых и больших бед на общество в целом» – так гласит священный хадис.
За
Тех людей, кто осознанно принимает многоженство, поменьше. Их также можно разделить на две группы. Первая, немногочисленная, это — настоящие мусульмане, у которых есть понимание того, что законы Всевышнего всегда только во благо человеку, и подчиняющихся этим законам безо всяких «почему?», да «как?». Они понимают, что принятие одних законов и предписаний Ислама, и неприятие других (в нашем случае — дозволенность двое- и многожёнства), не совсем вяжется, а вернее — совсем не вяжется с искренностью в религии.
И группа, более многочисленная: люди, старающиеся жить по нормам нашей религии, но к двоежёнству относящиеся с неприятием, а если приходится мириться с этим фактом, то принимающих его, переступив через себя, и свои принципы.
Почему?
Сегодня, когда начинается постепенное освобождение от чуждых, навязанных ценностей, и обращение к своим истинным, исламским, немного подзабытым ценностям, число людей, готовых, смириться с полигамией, тоже постепенно растёт. Возникает вопрос: в чём причина того, что большинство из нас, готовых с охотой выполнять предписания Ислама, или по крайней мере, стремящихся к этому, так отрицательно воспринимает полигамию, и, принимая все аспекты религии, отвергает именно эту, несмотря на то, что положительные стороны полигамии просты для понимания и бесспорны, давно доказаны и всем известны? Причина кроется в нашем отношении к этому вопросу, а вернее, в том, под каким углом мы воспринимаем полигамию.
Общественное осуждение
Порой, многие не решаются на полигамный брак только по этой причине — остерегаясь языков своих же, мусульман. Ведь, когда подворачивается такой лакомый кусочек для обсуждения нашим языкам, как тема « кто-то женился во второй раз», мы тут же полностью игнорируем слова Посланника Аллаха (салляллаху аляйхи васаллям): «не сквернословьте за спиной своего брата — не ешьте его мясо», «не сквернословьте за спиной своего брата — все ваши хорошие деяния уйдут к тому, на кого вы сквернословили»,» не сквернословьте за спиной своего брата — быть может они лучше вас перед Всевышним», или же: «женитьба (на одной, или более женщинах) — это моя сунна, а кто оставил её, тот не из нас». На эти и многие другие хадисы в таком же ключе, большинство из нас закрывает глаза и ищет только плохие стороны многожёнства.
Во всём виноваты мужчины
Конечно, немалую роль в таком отношении сыграли те представители мужского пола, которые использовали институт полигамной семьи как ещё один способ ублажения своего эго. Подчинив законы Шариата в отношении двое- и многожёнства своим прихотям, они обычно впадают в две отвратительные крайности: либо строят гаремный тип полигамной семьи на несправедливых началах, либо, имея первую жену, как «тыл», плетут бесконечные любовные интриги с другими женщинами, женятся и разводятся энное число раз, причём — тайно, периодически доводя первую жену и всех остальных до нервных срывов. Ведь тайное имеет привычку становится явным. Но их это волнует мало, они даже считают себя этакими «спасителями женщин от одиночества» и эти горе-спасители, думая только о себе, абсолютно не заботятся о женщинах, которых они всеми правдами и неправдами уговорили выйти за них тайно, ни в моральном плане, ни тем более, в материальном.
И не помешает этим мужчинам, обманывающим самих себя, задать себе вопрос: разве это сунна Пророка (салляллаху аляйхи васаллям)? И неужели мы считали бы нормальным, если б с нашей дочерью, сестрой так поступали? Ответ один — нет! А ещё хочется спросить этих людей: задумывался ли кто-нибудь из вас о том, какой отрицательный настрой в целом вы создаёте в обществе по отношению к этому священному предписанию Аллаха? Пора бы задуматься и стать чуть ответственнее за свои поступки.
Коммунисты постарались
Но основную роль в отрицательном восприятии обществом полигамии сыграли принципы, сформировавшиеся ещё в нашем детстве, прошедшем в коммунистическо-атеистической стране, которая, как известно, насильно «освободив» женщин, вывела их в «мир», поставила на одну ногу с мужчиной во всех сферах жизни, в том числе и в семейной, женщина стала таким же лидером, как и мужчина. И за всем этим, полигамия мужчин была отброшена и забыта, вместе с другими ценностями Ислама. Ведь когда общество оставило религию как суть жизни, и начало жить по атеистическим нормам, естественно, все религиозные предписания, двое- и многожёнство в том числе, стали только в тягость. И всё это очень сильно укоренено в нашем сознании и жизни и до сих пор.
Таким образом, полигамным семьям в нашем обществе приходится несладко и те, кто хотят создать такую семью, предпочитают скорее быть несчастными и одинокими (особенно женщины), чем решиться на борьбу с ложными стереотипами общества. Но нужно сказать, что это только внешняя сторона вопроса и только в самых общих чертах. Есть ещё и внутренняя, не менее сложная и тесно взаимосвязанная с внешней, а именно положение и чувства членов полигамной семьи.
Первая жена
В ситуации, когда мужчина решает жениться на ещё одной женщине, трудная роль достаётся первой жене. Первый вопрос, который задаёт она себе: «А что скажут родственники, соседи, знакомые? Не будут ли они смеяться надо мной?». Да, будут, но не все, а только те, которые сами избрали тайный, мерзкий путь прелюбодеяния, оставив дозволенный Аллахом путь, и для которых понятие, как «искренность в религии», не слишком много значит. Вместе с тем, она (первая жена) жутко боится: а вдруг та, которая стала ещё одной женой её мужа, может покуситься на её семейное счастье, ведь это счастье даётся, во многих случаях, совсем нелегко, а через великое терпение и беззаветную любовь к мужу. Эти, и не только эти вопросы терзают первую жену.
Тут решающее значение имеет способность мужа донести до жены то, что, в любом случае, она его первая жена и мать его детей, и никто её место не займёт в его сердце! И в дальнейшем необходимо избегать с любой из жён разговоров друг о друге, сравнений, тем более, хвалить при одной жене другую. Если муж не понимает скверность и низость такого отношения к жёнам, и он не в состоянии обеспечить психологический, и, естественно, материальный комфорт и первой, и последующим жёнам, и самое главное, справедливое равенство между ними, то в Исламе такой муж теряет право на полигамию!
А наилучшим для первой жены, узнав, что муж хочет ещё семью, будет обратиться к Аллаху с мольбой, чтобы ещё одной женой её мужа стала праведная и богобоязненная девушка. И в дальнейшем не выпячивать тот факт, что она – жена «первая», а та только «вторая», ведь и в Священном Коране сказано: «Женитесь на одной, двух, трёх и четырех женщинах», и не сказано: женитесь на первой, второй, третьей, четвёртой женщинах! А жёнам, вместо того чтобы устраивать мужу регулярные сцены ревности, нужно стремиться к таким же отношениям, какие были к примеру, у жён Пророка (мир ему и благословение Аллаха).
Полигамия – путь Ислама
Но не нужно забывать и о чувствах девушки, решившейся выйти замуж за человека, уже имеющего семью, какие бы у неё не были причины на это. Можно сказать, что трудностей перед ней, решаясь на такой шаг, также достаточно: отрицательное отношение её родителей, родственников к её выбору, боязнь отрицательного отношения со стороны первой жены, то же пресловутое: а что скажут люди и т.д. и опять же, всё зависит от мудрости, честности, гибкости её будущего мужа.
В полигамной семье, для достижения счастья в обоих мирах, каждому нужно стараться строить отношения, исходя из священного хадиса: «Любите своего брата по вере, скрывайте его недостатки, оправдывайте его, прощайте ему». И нашему мусульманскому обществу необходимо, отказавшись от чуждых ценностей и стереотипов, признать, наконец, полигамию — как путь Ислама и Сунну Пророка (салляллаху аляйхи васаллям).
Хадиджа Магомедова