Имам не сделал исключения для градоначальника

Нешуточный спор разразился вокруг одного из захоронений на «Мусульманском кладбище» при мечети «Марджани» в столице Татарстана. Ритуальные услуги на данном кладбище, как и само захоронение, проводятся согласно нормам шариата, однако не всегда родственники усопшего знают и согласны с этими правилами.

Получается дилемма: человека хотят похоронить на мусульманском кладбище, при этом не соблюдая всех предписаний, связанных с догмами ислама. Как в этом случае должно реагировать сообщество, решать читателям, а мы расскажем на ваш суд одну из типичных историй о сыне, пожелавшем сделать из могилы своего отца объект гордости и бравады.

История вполне типичная для мусульман эпохи постсоветсткого возрождения – когда люди еще не обладая достаточными познаниями в исламе, ставят выше всего личные амбиции и традиции.

Согласно нормам ислама похороны должны быть скромными и не вызывающими, не приветствуются и непосильные расходы на их проведение. Что касается тех, кто устанавливает изображения на надгробные камни и тех, кто им помогает, то согласно хадису пророка это также недопустимо.

Началась эта история с того, что однажды в кабинете у имама-мухтасиба города Казани Мансура хазрат Залялетдинова раздался телефонный звонок.

Звонил начальник Управления градостроительных разрешений Исполкома Казани Альберт Салихов: «Мы похоронили своего отца Ильдуса на «Мусульманском кладбище». Хотим поставить памятник на его могилу. Но на кладбище мне не разрешают поставить его фотографию на надгробный камень. Сделайте для меня исключение, разрешите установить фотографию отца на могиле», — обратился он.

Мансур хазрат, выслушав ответил ему: «Я не могу дать разрешения, также у меня нет прав и полномочий делать какие-то исключения».

Ислам не делит людей на тех кому «можно» сделать исключение, и на тех кому «нельзя». Да и, как мог Мансур хазрат разрешить то, что сам запретил 4 года назад, утвердив совместно с имамами Казани правила захоронения мусульман на «Мусульманском кладбище» при мечети «Марджани». Он сам поставил подпись под правила, в пункте 4.7 которых черным по белому написано: «Строго запрещается размещать на надгробных камнях фотографии, портреты или иные изображения покойного». Нет, он не может допустить этого! Невозможно издавать отдельные правила для каждого чиновника. И потом, в нашей религии есть такая установка, что если отец или мать выступают против Ислама, то ты можешь ослушаться даже их. А это как раз такая ситуация.

А ведь наличие данного «Мусульманского кладбища» далось не так-то и легко. После того, как в 2003 году мусульмане обратились с просьбой к главе Пестречинского района Республики Татарстан с просьбой выделить земельный участок размером в 40 гектаров, этот вопрос решился в положительную сторону лишь в 2004 году. И даже после разрешения прошел еще один год: хоронить на кладбище, расположенном в 20 км от Казани, начали только в 2005 году.

Хвала Всевышнему, сейчас там есть и место для омовения покойных, место, где можно завернуть тела в саван, есть и мечеть. На сегодняшний день на кладбище похоронено более 3 тысяч человек. Также вошло в практику бронирование мест для будущих захоронений.

Прошло время – лучший помощник для раздумий, но не в этом случае. Чиновник все равно сделал все так, как сам пожелал: на кладбище приехали несколько крепких людей, и без разрешения установили на могилу отца чиновника памятник с фотографией.

«Они установили памятник, не придерживаясь никаких технологий. Это же не столб. Да даже если столб поставить неправильно, он со временем накренится. Сейчас и камень, который они установили, уже начал крениться. Сколько же страданий испытывает тот, кто похоронен под этим камнем», — с грустью говорит Мансур хазрат.

По словам казанского мухтасиба, желающие установить фотографии на надгробные камни, были и раньше «но случалось это от незнания людьми норм шариата».

«Например, на нашем кладбище хоронят ветеранов войны. Военный комиссариат привозит надгробные камни с фотографиями. После того, как мы объясняем, что в исламе так не положено, они очень расстраиваются из-за своей ошибки, да еще и прощения просят. И после этого сами же убирают эти фотографии с надгробных камней. Важно то, что они прислушиваются к словам религиозных деятелей, слышат их, не вступают в спор с имамами. Это ведь не я выдумал, что употребление спиртного и мясо свинины в исламе — грех! Если сказано, что это запрещено, значит это запрещено. Очень удивляет то, что татарин не понимает или не хочет понять таких простых вещей. Если ты изначально не хочешь хоронить своего близкого по исламским канонам, можно же похоронить его и на другом кладбище!», — говорит печально Мансур хазрат.

Да, не зря наш Пророк в одном из своих хадисов сказал: «Любая мелочь, которая расстроила мусульманина — это несчастье».

«Это очень некрасивая ситуация, печальная история. Мы на этой неделе собрались с имамами города и пришли к решению убрать эту фотографию с данного надгробного камня. Об этом мы сообщили и Президенту республики, и министру внутренних дел, и прокурору — все они получили от нас официальные письма. Если этот человек не признает Аллаха, то пусть хотя бы уважает чувства тысяч мусульман», — добавил мухтасиб города Казани Мансур хазрат Залялетдинов.

Выход из сложившейся ситуации был с самого начала: в Казани действует множество кладбищ, где этот городской чиновник мог похоронить своего покойного отца, установив памятник на любой выбор и вкус. Но мусульманское кладбище – это место где соблюдаются законы Аллаха, это аналогично тому, что чиновник, являющийся олицетворением российского Закона, будет его сам же и нарушать.

 

Источник: islamnews.ru со ссылкой на info-islam.ru

Вдобавок:

Мансур-хазрат Джалялетдинов придерживается позиции, что извиняться перед Альбертом Салиховым администрации кладбища не за что. Решив похоронить отца на мусульманском кладбище, владелец захоронения должен соблюдать его правила. Как говорится, со своим уставом в чужой монастырь не ходят.

Мансур-хазрат  поясняет:

— Ислам запрещает фото на могильных памятниках, потому что нельзя превращать могилы усопших в места поклонения. Их нужно посещать, читать мольбы за умерших, но ни в коем случае не поклоняться им, поскольку поклонение возможно только Всевышнему. Нарушение этой нормы считается большим грехом в исламе. И это сказано в правилах захоронения, утвержденных Казанских мухтасибатом.

Надо сказать, что в ДУМ поддерживают имама мечети «Аль-Марджани» в занятой им позиции.

Комментарий от Ижевского Муфтията:

 

Муфтий Фаиз-хазрат рассказал: «В Ижевске ситуаций, подобной случившейся на «Мусульманском кладбище» в Казани, еще не было. Однако вопросы о том, почему на мусульманском кладбище Ижевска запрещено ставить памятники и устанавливать фотографии, возникают довольно часто. Вообще, хотелось бы прояснить, что для мусульман Ижевска созданы следующие условия для захоронения. Хоронить можно на двух кладбищах: первое — муниципальное (Западное кладбище с территорией для захоронения мусульман), второе — Подшиваловское (находится в ведении РДУМ Удмуртии). Что касается Западного кладбища, то при захоронении на нем, мы только объясняем родственникам правила по Исламу, а они уже решают сами, как им хоронить. Что же касается Подшиваловского кладбища, то прежде чем захоронить на нем, родственники усопшего знакомятся со всеми требованиями, действующими на кладбище, обговаривают все, что можно и что нельзя делать на нем, после этого принимают решение и подписывают соответствующие документы о своем согласии соблюдать установленный порядок. В том случае, если от родственников нет согласия соблюдать правила, действующие на Подшиваловском кладбище, мы предлагаем им захоронить усопшего на Западном кладбище».

Сунна:

Создание изображений является причиной, приводящей к ширку, то есть обожествлению чего-то помимо Аллаха. Всё то, что приводит к ширку, является запретным, и это противоречит единобожию.

Как известно, причиной возникновения первого ширка на земле, было создание изображений, а произошло это в народе пророка Нуха (мир ему). Разъяснению этого посвящена целая сура Корана — это сура «Нух». В ней сказано: «И сказали его соплеменники: «Не отрекайтесь от ваших богов: Вадда, Сувы, Йагуса, Йаука и Насра» (сура «Нух», аят 23).

В достоверном комментарии к этому аяту разъяснено: «Это имена праведных людей из народа Нуха (мир ему). Когда они умерли, шайтан внушил их народу, чтобы они воздвигли им памятники в местах их собраний (или местах их поклонения), и назвали эти скульптуры их именами. Сперва никто им не поклонялся, но когда знание постепенно исчезало, их потомки начали поклоняться памятникам, олицетворявших предков».

Сказал имам Абу аль-‘Аббас аль-Куртуби: «После того, как в первых поколениях умерли праведные люди, их потомки начали собираться у их могил для того, чтобы это служило им напоминанием о богобоязненности и благих делах. Посещая могилы этих праведников, их потомки вспоминали их благие деяния, после чего тоже начинали совершать подобные дела и стараться опережать друг друга в этом. После этого они начали поклоняться Аллаху у их могил. После чего пришли новые поколения, которые не знали для чего их предки собирались на могилах этих праведников. Тогда пришел к ним шайтан и нашептал им, что их предки собирались на местах этих захоронений для того, чтобы поклоняться этим праведникам и возвеличивать их». См. «аль-Муфхим» 2/127-128.

Это указывает на то, что создание изображений является причиной возникновения ширка. После того, как человек создал изображение, или установил памятник, шайтан начинает внушать народу: » Этот памятник приносит пользу и устраняет вред». И люди начинают его возвеличивать и поклоняться ему: обращаться к нему с молитвами, просить у него благодати, здоровья, счастья, приносить ему в жертву животных и т.д. Все это и называется превращают его в объект поклонения, которому поклоняются наряду с Аллахом.