Духовное воспитание
Маленькое напоминание о большой награде
Всевышний Аллах говорит в Священном Коране: «И напоминай, ибо напоминание приносит пользу верующим» («аз-Зарийат», 55).
Также Он говорит: «Наставляй же людей, если напоминание принесет пользу. Воспримет его тот, кто страшится, и уклонится от него самый несчастный» («аль-Аля», 9-11).
С дозволения Аллаха, хотелось бы сделать всем нам маленькое напоминание.
Абдуллах ибн Буср рассказывал, что один человек сказал: «О посланник Аллаха, предписаний веры для меня слишком много. Укажи же мне на то, за что мне следует крепко держаться». Он, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Пусть твой язык всегда остается влажным от поминания Аллаха Всевышнего» (приводят ат-Тирмизи, 5/458 и другие). Шейх аль-Албани подтвердил его достоверность.
Таким образом Пророк, мир ему и благословение Аллаха, указал этому сподвижнику, чтобы он никогда не оставлял поминания Всевышнего Аллаха.
В другом хадисе передается, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Не сообщить ли вам о лучшем и самом богоугодном из ваших деяний перед вашим Властелином? Оно возносит вас на самые высокие ступени, и лучше для вас, чем золотые и серебряные дары, и лучше, чем встреча с врагами». Люди спросили: «Что же это такое, о посланник Аллаха?» Он ответил: «Поминание Аллаха» (приводят ат-Тирмизи, 5/459 и другие). Ибн Абд аль-Барр сказал: «Целостные версии этого хадиса хорошие». Аль-Багави и аль-Мунзири также назвали его хорошим.
В «ас-Сахихах» аль-Бухари и Муслима также приводится хадис Абу Хурайры о том, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Всевышний Аллах сказал: “Я буду таким, каким Меня считает раб Мой, и Я нахожусь вместе с ним, когда он поминает Меня. Если он помянет Меня в душе, то и Я помяну его про Себя, а если он помянет Меня в обществе, то Я помяну его среди тех, кто лучше их. Если раб приблизится ко Мне на пядь, то Я приближусь к нему на локоть, если Он приблизится ко Мне на локоть, Я приближусь к нему на сажень, а если он направится ко Мне шагом, то Я брошусь к нему бегом!”» («Сахих Муслим», 4/2061).
Субхана-Ллах, какой великий хадис! Поминание Всевышнего Аллаха легко для языка, а в Судный День на весах оно будут тяжело.
Так, Пророк, мир ему и благословение Аллаха, говорил: «Есть два слова, которые любит Милостивый, и они легки для языка, а на весах они будут тяжелы – это слова «Слава Аллаху и хвала Ему, слава Аллаху Великому» (Субхана-Ллахи уа би-хамди-хи, субхана-Ллахи-ль-‘Азым)» (Аль-Бухари, Муслим).
Также сообщается, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, говорил: «Поистине, произносить слова «Слава Аллаху» (Субхана-Ллах), «Хвала Аллаху» (Альхамду-ли-Ллях), «Нет никого достойного поклонения, кроме Аллаха» (Ля иляха илля-Ллах) и «Аллах Велик» (Аллаху Акбар) я люблю больше всего того, над чем восходит солнце (то есть больше мира этого)» (Муслим).
Так пусть каждый задаст себе вопрос: любит ли он поминания Всевышнего Аллаха так же, как любил Пророк, мир ему и благословение Аллаха? Поминает ли он Аллаха так, как поминал Пророк, мир ему и благословение Аллаха, а также его сподвижники? Ведь Аллах сказал: «В Посланнике Аллаха был прекрасный пример для вас, для тех, кто надеется на Аллаха и Последний день и премного поминает Аллаха» (сура «Сонмы», 33:21).
В поминании Всевышнего Аллаха – большая награда, от прощения грехов до увеличения веры.
Шейх Ибн Саади, да смилостивится над ним Аллах, писал: «К факторам, способствующим усилению веры, относится частое поминание Аллаха в любое время и обращение к Нему с мольбой, что само по себе является душой поклонения. Именно поминание Аллаха сажает в сердце дерево веры, питает его, помогает ему вырасти. Чем больше раб божий поминает Аллаха, тем крепче становится его вера. Наряду с этим, вера тоже учит часто поминать Аллаха, и тот, кто возлюбил Аллаха, непременно часто поминает Его. А ведь любовь к Аллаху – это и есть вера. Более того, это – дух веры» («Ат-Таудих ва аль-Байан», стр. 32).
Ибн аль-Каййим в книге «аль-Вабил ас-Саййиб» сказал, что поминание Аллаха приносит сто полезных плодов, из которых он перечислил семьдесят три. В числе прочих он упомянул, что поминание Аллаха отгоняет дьявола, помогает снискать довольство Милостивого, избавляет от тоски и печали, приносит радость и удовлетворение, укрепляет сердце и тело, осветляет лицо и сердце, облегчает поиски пропитания. Ибн аль-Каййим, да смилостивится над ним Аллах, назвал и другие великие блага, которые приносит поминание Великого и Могучего Аллаха, но, несомненно, важнейшим среди них является то, что оно увеличивает и укрепляет веру.
По этой причине Коран и Сунна содержат много текстов, повелевающих часто поминать Аллаха, вдохновляющих на это и разъясняющих пользу и важность этого.
Всевышний сказал: «Когда же намаз завершится, то разойдитесь по земле, ищите милость Аллаха и часто поминайте Его, – быть может, вы преуспеете» («аль-Джумуа», 10).
«…и для мужчин и женщин, часто поминающих Аллаха, Он уготовил прощение и великую награду» («аль-Ахзаб», 35).
«Верующими являются только те, сердца которых испытывают страх при упоминании Аллаха…» («аль-Анфаль», 2).
«Они уверовали, и их сердца утешаются поминанием Аллаха. Разве не поминанием Аллаха утешаются сердца?» («ар-Раад», 28).
Эти и многие другие священные тексты указывают на важность и превосходство поминания Аллаха и на полезность этого занятия.
Передается, что Абдуллах бин Кайс сказал: «Однажды посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, спросил меня: «О Абдуллах бин Кайс, не указать ли тебе на одно из сокровищ Рая?» Я ответил: «Конечно, о посланник Аллаха!» Тогда он сказал: «Говори: «Нет силы и мощи ни у кого, кроме Аллаха!» (Ля хауля уа ля куввата илля би-Ллях)» (Аль-Бухари и Муслим).
Также в сборниках Бухари и Муслима приводится хадис о том, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «С того, кто по сто раз в день станет говорить: «Слава Аллаху и хвала Ему» (Субхана-Ллаха уа би-хамдихи) будет снято (бремя) его грехов, даже если окажется, что они подобны пене морской».
А если же человек не занят поминанием Аллаха Всевышнего и Его предписаний, то он начинает говорить о дурных вещах.
И это хорошо разъяснил Ибн аль-Каййим, рахимаху-Ллах, он сказал: «Язык никогда не умолкает, и поэтому он либо поминает Аллаха, либо занимается празднословием. Он обязательно занят одним из этих двух занятий. К примеру, если ты не заполняешь свою душу истиной, то она заполняется ложью. И если ты не украшаешь свое сердце любовью к Великому и Могучему Аллаху, то в нем непременно поселяется любовь к творениям. То же самое можно сказать и о языке, ведь если ты не занимаешь его поминанием Аллаха, то он начинает заниматься празднословием, которое обязательно навредит тебе. Сделай же свой выбор и следуй одним из этих двух путей» («Аль-Вабил ас-Саййиб», стр. 166-167).
Сделай же свой выбор, приучи себя поминать Всевышнего Аллаха, выучи те небольшие азкары, которым научил нас Пророк, мир ему и благословение Аллаха, и пусть твой язык всегда будет влажным от поминания Аллаха, ведь в этом большая польза для тебя как в этой жизни, так и в следующей.