Достоинство ночи середины Шаабана

загруженноеО достоинстве Шаабана в целом сказано многое, но конкретно о ночи середины этого месяца стоит повести речь особо. Дело в том, что известно три достоверных хадиса о достоинстве ночи середины Шаабана, при этом ни в одном из них не говорится о каком-то особом поклонении в эту ночь.

 

Первый хадис. Он приводится в сборнике Ибн Маджа (№1390), кроме того в сборнике достоверных хадисов «Ас-Сильсиля ас-сахиха» (№1144, 3/135) подтверждается, что хадис является достоверным. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Аллах, велик Он и славен, взирает на Свои творения в среднюю ночь Шаабана и прощает всем, кроме многобожника (мушрик) и ненавистника (мушахин)».

Второй хадис. Он приводится в сборнике аль-Байхаки, а его достоверность подтверждена в книге «Сахих ат-таргиб ва ат-тархиб» (№2771), причём упомянуто, что хадис относится к категории «сахих ли-гайрихи», т.е. является достоверным по причине наличия нескольких подтверждающих друг друга версий, передающихся разными цепочками. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Аллах взирает на Свои творения в среднюю ночь Шаабана и прощает верующим, даёт отсрочку (йумаххилю) неверующим и оставляет тех, кто к другим питает ненависть (хикд), пока они не оставят её [ненависть]».

Третий хадис. Он приводится в сборнике Ибн Абу Асыма «Ас-Сунна» и оценен как «сахих ли-гайрихи», т.е. является достоверным по причине наличия нескольких подкрепляющих версий в книге «Зыляль аль-джанна» (№509). Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Нисходит наш Господь, велик Он и славен, к ближайшему небу в среднюю ночь Шаабана и прощает всех обитателей Земли, за исключением многобожника (мушрик) и ненавистника (мушахин)».

 

Что можно извлечь из этих хадисов. Пять выводов

Первый – то, что Всевышний Аллах нисходит в эту ночь на ближайшее небо.

Нет сомнения, что Аллах, как сказано в достоверном хадисе, каждую ночь, в течение последней её трети, спускается на ближайшее небо. Но в среднюю ночь Шаабана Всевышний Аллах нисходит в течение всей ночи, а не только последней её части. Ночь же, как известно, начинается с закатом солнца.

Второй – ни в одном из хадисов не упоминается каких-либо особых видов поклонения, которые рекомендуется совершать в эту ночь. Это значит, что в эту ночь нужно совершить те же самые намазы, которые мы совершаем еженощно. Но при этом нужно обратить внимание на свою мольбу о прощении (дуа, истигфар), которую произносим в течение намазов и после них, и просить Аллаха искренне и от всего сердца. Имам Ибн Хаджар аль-Хайтами пишет: «Достоинство средней ночи Шаабана связано с особенным прощением, и известно, что имам аш-Шафии говорил: «Мольба (дуа) принимается в эту ночь»» (из книги «Аль-Фатава аль-кубра»).

Третий – из хадисов становится известно, сколь широко прощение Аллаха. Об этом можно судить и по именам Аллаха, среди которых Аль-Гафур (Прощающий), Аль-Гаффар (Всепрощающий), ат-Тавваб (Принимающий покаяния), Аль-Афувв (Снисходительный) и множество других имён, указывающих на широту прощения Аллаха. В Коране же сказано: «Если кто-либо совершит злой поступок или нечестие, а потом попросит у Аллаха прощения, то обнаружит он, что Аллах — Прощающий, Милосердный» (4:110).

Четвертый – Всевышний не прощает многобожие. В Коране об этом сказано: «Воистину, Аллах не прощает, когда к Нему приобщают сотоварищей, но прощает все остальные (или менее тяжкие) грехи, кому пожелает. А кто приобщает к Аллаху сотоварищей, тот впал в глубокое заблуждение» (4:116).

Пятый – ненавистник не получит прощения.

Ненавистник – это человек, хранящий в себе ненависть, питающий злобу к другому человеку. Как много блага упустил такой человек! Обратим внимание на похожие по теме хадисы. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «В понедельник и четверг открываются двери Рая и прощается каждому человеку, который не придает сотоварищей Аллаху, не считая двоих, между которыми есть злоба. И Аллах скажет: «Подождите, пока эти двое не помирятся, подождите, пока эти двое не помирятся».

Также Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «К вам пришла болезнь народов, бывших до вас. Это зависть и ненависть, они подобны лезвию. Я не говорю, что они сбривают волосы, но они сбривают религию! Клянусь Тем, в руках Которого моя душа: вы не войдете в Рай, пока не уверуете, и не уверуете по-настоящему, пока не полюбите друг друга» (сборник Ат-Тирмизи, №2434).

Пусть Всевышний поможет нам получить Его прощение и не оказаться в числе многобожников и ненавистников.

 

Недостоверные хадисы о срединной ночи Шаабана

Для полноты темы нужно упомянуть и о нескольких недостоверных хадисах, в которых говорится о той же ночи. Среди них следующие хадисы:

Первый: «Ко мне пришёл Джибриль, мир ему, и сказал: «Это срединная ночь месяца Шаабан. Аллах освобождает людей от Огня по количеству волосков, растущих на овцах племени Кальб. Но Он не посмотрит на многобожника, на ненавистника, на того, кто порывает родственные связи, на человека, оставляющего свои одежды свисающими ниже щиколоток, на того, кто ослушается родителей, и на того, кто имеет привычку пить вино»». Это слабый хадис (даиф), он приводится в «Даиф аль-джами» под №654. Правильным же из него является лишь упоминание о многобожнике и ненавистнике, тогда как упоминание об остальных грешниках противоречит достоверным хадисам, упоминавшимся ранее.

Кальб – так называется многочисленное арабское племя, располагавшее очень большим числом овец.

 

Второй: «Пять ночей, когда мольба не останется без ответа: первая ночь Раджаба, ночь в середине Шаабана, ночь на пятницу, ночь перед праздником Разговения и ночь перед праздником Жертвоприношения». Это не просто слабый, а вымышленный хадис (маудуг). Имам аль-Мунави пишет о нём: «Это сообщение приводит Ибн Асакир в своей книге «Тарих Димашк» и среди его передатчиков есть Бандар ибн Умар ар-Руйани. Хадисоведы сказали о нём: «Это лжец, не слушайте от него хадисы»» (Файд аль-Кадир). По причине своей слабости этот хадис был включен в сборник недостоверных хадисов «Ас-сильсиля ад-даифа» под №1452.

 

Третий: «Когда наступит ночь середины Шаабана, то выстаивайте [в намазе] ночь и проводите в посте день». Этот хадис является крайне слабым или даже вымышленным, он приводится в сборнике Ибн Маджи под №1388. В цепочке передатчиков есть Ибн Абу Сабра, которого хадисоведы единогласно признали лгуном, а имам Ахмад даже сказал о нём: «Он придумывает хадисы». Многие хадисоведы сочли это сообщение недостоверным, оно включено в сборник «Ас-сильсиля ад-даифа» под №2132.

 

Помимо упомянутых, есть еще несколько недостоверных хадисов о серединной ночи Шаабана. Но сколько бы их ни было, слабые хадисы не годятся для того, чтобы служить доводом в религиозных вопросах и их нельзя приводить в качестве обоснования правильности того или иного действия. Ссылаться и использовать в качестве довода можно лишь сильные, достоверные хадисы, и в теме о середине Шаабана есть лишь три таких хадиса. Этого вполне достаточно, чтобы соблюсти Сунну должным образом и не отойти от неё в заблуждение.