Домашнее образование аргументы «ЗА»
Аллах Всевышний возложил большую ответственность на людей по воспитанию детей. Дети доверены нам Всевышним и в Судный день мы будем спрошены за них. Воспитание ребёнка наиболее плодотворно в раннем возрасте и, чем взрослее он становится тем труднее бывает на него воздействовать.
О важности получения знаний и их ценности говорится в аятах Священного Корана и хадисах Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Главные из знаний, конечно же, религиозные, с помощью них мы можем обрести счастье в обоих мирах, но нельзя забывать и об остальных науках. Интеллектуальное воспитание формирует интерес и стремление к познанию окружающего мира, изучению различных наук, тем самым мы воспитываем будущих специалистов в самых разных областях жизнедеятельности. Какова ситуация с религиозным образованием в Альметьевске? Пока ребёнок маленький и находится в состоянии врожденной веры, он, в основном, проводит время дома, с родными и близкими. Ну, а если ребёнку не хватает общения, можно поводить его в детский сад, где есть мусульманская группа. Такой садик, вернее одна группа в обычном детсаде, у нас в городе есть. Есть замечательное медресе для мальчиков и девочек, куда можно поступить после девятого класса. А где дети находятся в возрасте от 7 до 16 лет? Где они проводят 10 лет! Правильно, в школе! В какой? В исламской? Нет, такие в нашем городе отсутствуют, есть, правда, пара классов в муниципальном общеобразовательном учреждении, где обучаются дети, соблюдающие нормы ислама, вместе с детьми, которые о таких нормах особо не пекутся. Это государственное заведение, а так как государство у нас отделено от религии, то получается и в основе любой государственной школы лежит атеизм. Образование является частью этой политической системы. 8 школах навязывают верную, с точки зрения учителей, идеологию. Дело даже не в самих учителях, пусть вам повезло, и учитель будет учитывать ваши интересы, но он всё-таки подчинён общей политике школы и является частью этой команды.
Главные люди в жизни ребёнка — его родители. Мы отдаём ребёнка в школу в очень важный этап его жизни — этап формирования его личности -и интеллектуальной, и нравственной. Этот этап совпадает с многолетним процессом обучения в школе. Школа – это то место, где у родителей снижается авторитет перед своим ребенком, так как они лишены прав в области образования. Если они отдали своё нежное создание в школу, то влиять на образовательный процесс они уже не могут: не могут отдать предпочтение каким-то определённым предметам или исключить те из них, к которым у ребёнка нет никакого интереса (а ведь такие предметы для ребенка настоящая мука), не могут поменять преподавателя, если он их не устраивает по каким-то причинам, и, наконец, не могут отдохнуть тогда, когда это удобно всей семье. Основное требование школы — чтобы ученик присутствовал на уроке! А это — полдня! Узнает ребенок что-нибудь полезное, не узнает, поймет — не поймет — это вы уж сами, родители, проверяйте! Мы и проверяем, для этого есть домашнее задание, на выполнение и разъяснение которого уходит оставшаяся половина дня. И времени на самое главное, чему мы должны отдавать предпочтение, почти не остается. Устают все: и родители, и дети. А казалось бы, процесс познания должен приносить удовольствие.
В ребёнке заложен естественный интерес к получению знаний. Его многое увлекает, он задаёт много вопросов, и он настойчив в своём познании. И этот естественный интерес к знаниям школа губит уже в первые 2 — 3 года. Обычно ко второму классу этот интерес у большинства учеников пропадает.
Кроме этого, редкий учитель не ругает детей, а, испытывая давление со стороны учителя, ребёнок становится агрессивным. С целью понравиться учителю он учится «выпрашивать» хорошую оценку, учится лицемерию. Школа не вырабатывает навыков коллективной работы, зато хорошо развивает соревнование — кто лучше?
Все эти факторы участвуют в формировании личности будущего гражданина и, будьте уверены, хорошо закрепляются на протяжении долгих лет пребывания детей в школе. Из-за того, что воздействие школы столь продолжительно, бывает трудно повлиять на сформировавшиеся взгляды ребенка. И основная проблема для студентов исламских медресе, которые пришли учиться после школ, — это проблема перевоспитания, избавления от того, чему они научились в школах.
Тогда как же учить детей, спросите вы. Обучение возможно и вне школы. По существующему законодательству родители имеют право выбрать форму обучения вне школы: семейное образование, экстернат или обучение на дому. Между ними есть разница, но они едины в главном — ребёнок учится дома.
Обучающиеся по семейной форме являются учащимися школы со всеми правами и обязанностями. Между родителями и директором заключается договор. Ребёнок на время учёбы может бесплатно получать учебники, пользоваться школьной библиотекой и получать необходимые консультации учителей:’ При желании он может посещать некоторые уроки вместе с остальными учениками, и его фамилия будет стоять в классном журнале. Необходимо будет проходить аттестацию, график которой согласован в договоре, но не реже одного раза в год, по результатам которой педсовет принимает решение о переходе ученика в следующий класс. Как видим, контроль за обучением остаётся за школой. К тому же за семейное образование должна выплачиваться компенсация, если это предусмотрено местным законодательством.
Экстернат — самостоятельная форма получения образования. Экстерн занимается по собственному графику, и часто это образование бывает ускоренным. Он может пользоваться библиотекой той школы, к которой прикреплен, хотя учеником этой школы считаться не будет. Если такая форма обучения прописана в уставе школы, то она примет у экстерна экзамен или проведет аттестацию по предметам. Выплата компенсации за данную форму обучения не предусмотрена.
Обучение на дому, или надомное обучение (часто путают с семейным) возможно только тогда, когда ребёнок не может посещать школу по состоянию здоровья. Его обучением должны заниматься учителя той школы, к которой он прикреплен. Они же должны проводить уроки на дому.
Преимуществ домашних форм образования перед традиционной очень много. Главное: учитываются индивидуальные особенности именно вашего ребёнка, и важно, что мы высвобождаем столь необходимое нам время для изучения религиозных наук, которым мы должны отдавать предпочтение. Кроме этого, домашняя форма обучения очень похожа на вузовскую — домашнее задание не проверяют, а экзамены сдавать надо.
Это очень пригодится для тех, кто захочет и дальше обучаться в институтах и университетах. Таким детям легче адаптироваться к системе высшего образования, тогда как у выпускников традиционных школ такой переход вызывает определённый стресс.
Конечно, не каждый сможет дать своему ребёнку высококачественное домашнее образование. На это потребуется полная самоотдача, высокий уровень самоорганизации, самодисциплины и самоконтроля. Ведь в таком случае вся ответственность за обучение ребёнка ляжет на родителей, которые должны стать организаторами занятий. Они же могут выступать в роли педагога (особенно на начальном обучении) или же найти профессиональных учителей. Вопросы времени занятий, распределения учебной нагрузки, выбора наиболее предпочтительных предметов и т.п. будут решаться в зависимости от способностей ребёнка, его возраста и индивидуальных особенностей. Безусловно, поначалу его придется «вести за руку», но постепенно ребенок будет приучаться работать самостоятельно. Родители «детей — домашников» говорят, что к 4-5-му классу они уже становятся достаточно самостоятельными, их нужно только научить, как самому добыть знания из книжки. И, как правило, к классу 6-7-му им уже не нужно объяснять новый материал, а только отвечать на вопросы.
Семейное образование — это сравнительно новая форма получения знаний для нашей страны. Его узаконили около 10 лет назад, и, судя по публикациям в СМИ, интерес к нему растёт с каждым годом, особенно в больших городах. В регионах дела обстоят похуже. Первопроходцами этого направления накоплен большой практический опыт. Появляются консультационные центры, интернет-сайты, где можно получить квалифицированную помощь и поддержку по всем вопросам семейного образования. И если у вас появилось благое намерение самим заняться обучением своего чада, а не перепоручать это чужим людям, то вам понадобится терпение и настойчивость. Тогда успех обеспечен. По словам родителей, которые выбрали этот путь, радость от процесса обучения получают все — и дети, и родители.
РИММА ФАХРУТДИНОВА