Домашнее образование аргументы «ПРОТИВ»

В последнее время в мусульманской среде стали больше говорить о различных формах домашнего образования, и многим она видится панацеей от общественных проблем, но все ли так радужно на самом деле? По моему мнению, последствия этой моды могут негативно отразится на целом поколении подрастающих мусульман. Родители-мусульмане под влиянием каких-то фобий, вместо того чтобы дать всестороннее качественное образование своим детям в государственных общеобразовательных учреждениях, выбирают формы образования вне традиционной школы, тем самым лишая своих детей возможности получения хорошего образования, необходимого для освоения многих крайне востребованных для мусульманского общества профессий.

Почему я против идеи домаш­него образования? Потому что эта идея выглядит привлекательно лишь в теории — ребенок обучается индивидуаль­но, количество часов обучения  по конкретному предмету регулируется родителями, появляется выбор способов проведения достаточно большого количества свободного времени ребенка, а самое главное — он защищен от нега­тивного влияния сверстников. Однако на практике ситуация не столь безоблачна. Приведу лишь некоторые аргументы против идеи домашнего обра­зования, которые, на мой взгляд, не позволят в ближай­шее время всерьёз говорить о его необходимости.

1-Основным аргументом в пользу выбо­ра домашнего образования выступает опас­ность негативного влияния на мусульманских детей их  све­рстников из нему­сульманских семей. Склады­вается достаточно абсур­дная ситуация, когда одарен­ные (в плане образователь­ного потенциала) мусуль­манские дети, по причине того, что их родители чего-то боятся, запираются в четырех стенах, теряют дра­гоценное время, а их све­рстники получают неплохое образование. Как же в дан­ном случае связаны страх перед Аллахом и страх перед детьми — немусульманами? Того ли мы боимся? Ответ на этот вопрос может стать темой отдельного исследования, здесь же мне хочется лишь отметить, что осно­ва нравственного воспи­тания детей закладывает­ся в семье, и самая важ­ная задача родителей — заложить основы ислама так крепко, чтобы потом их уже нельзя было вышибить никаким клином. Страх перед « немусульманским » обществом связан в большей степени с духовной слабостью. А как же тогда другие люди должны узнавать о нашей вере, если мы превратимся в отго­роженную касту,  эдакий «чайнтаун» в мегаполисе культур  и народов.

2 Весомым аргументом против перехода мусульман­ских детей на образование вне школы является отсутствие материальной базы существую­щих экстернатов. По крайней мере, на Юго-востоке Татарстана экстерната с хорошей материаль­но-технической базой, позволяю­щей, например, ученикам старших классов проводить лабораторные исследования с наглядными посо­биями, практическим материа­лом, не существует. Получается, что химию, физику, биологию, географию дети должны будут осваивать без пробирок и реакти­вов, атласов, опытов по природе возникновения электрического тока, магнитных полей и т.д. Надомное образование — это спе­циальная форма обучения для детей, как правило, не способных посещать общеобразовательные школы по состоянию здоровья. Небольшая доля образования вне школы приходится на спортсме­нов и особо одаренных детей, типа индиго. В последнем случае, дети могут посещать школы для особо одаренных детей, как правило, это пансионаты при ведущих вузах страны (МГУ им. Ломоносова и пр.). Жаль, что здоровых мусульманских детей, любозна­тельных и активных, вынуждают находиться дома и только несколько раз в год вывозят на сдачу экстерном экзаменов и тес­тирований.

3 На сегодняшний день в  мусульманской  умме республики наблюдается катас­трофическая нехватка ква­лифицированных специалистов по самым различным отраслям, развитие мусульманской инфрас­труктуры буксует. То, что проис­ходит в сфере розничной торгов­ли, еще можно охарактеризовать как прогресс, по сравнению с тем, что было, но что подразумевает под собой мусульманская инфрас­труктура — это, в первую очередь, широкий спектр взаимосвязанных элементов экономики, здравоох­ранения, образования, функцио­нирующих в соответствии с шари­атом. Разговоров много, но воз и ныне там. Например, лет десять говорят об открытии исламского банка в республике, приезжают всякие гости на многочисленные конференции по этой проблема­тике, но банком и не пахнет. В чем причина? Она банальна, нет специалистов, которые могли бы реализовать проект, а те, что при­езжают, думают в большей степе­ни о коммерческой составляю­щей проекта и возвратности инвестиций, нежели о том, как бы помочь татарам следовать шариату в финансовой сфере. Для того чтобы функционировал ислам­ский банк в республике нужны спе­циалисты очень высокого уровня. С одной стороны, они должны хорошо владеть основами исламского банкинга, с другой, — необходимы глубокие знания отечес­твенного законодательства, ведь исламский банк должен будет ехать по российским законода­тельным «рельсам». К сожалению, профессионалов высокого класса в юриспруденции, бух­галтерском учете, медицине, строительстве, журналистике и других сферах среди мусуль­ман раз, два и обчёлся. Идей-то много, но реализовывать их некому, а ведь справедливос­ти ради стоит признать, что российские законодательные рамки достаточно лояльны. Подумайте только, жители «нейтральной» Швейцарии высказались крайне не ней­трально на референдуме по запрету на возведение мина­ретов. Возьмем ту же Турцию. Где до сих пор действует кемалистский запрет на ношение женщи­нами платков в государственных учреждениях, в том числе обще­образовательных и т.п., а в России Верховный суд даже в общеграж­данский паспорт разрешил жен­щинам фотографироваться в головном уборе. Проблема боль­ше в нас самих, а не в окружаю­щей среде. Несмотря на рост числа мусульман в республике, некому удовлетворять растущие потребности в мусульманских изданиях и телепередачах, шко­лах и больницах.

4 Для качественного обра­зования в домашних усло­виях необходимо иметь солидные материальные и моральные возможности. Если ребенок самостоятельно не справляется с образовательной программой, и вы не можете ему помочь, для успешного освоения предметов и сдачи ЕГЭ (без котоporo ребенка после школы никуда не при­мут) родителям придется допол­нительно нани­мать преподава­телей, а это, как вы понимаете, дорогое удов­ольствие. Учиты­вая тот факт, что большинство мусульманских семей живут, прямо скажем, небогато, гово­рить о качествен­ном семейном образовании и вовсе не умес­тно. Вот и полу­чается, что вроде бы непло­хо, что ребенок сидит дома до пятого-шестого класса. Труднос­ти начинаются потом: неусвоен­ные предметы, репетиторы не по карману. В итоге, эти дети — плоды домашнего образования — зай­мутся низкооплачиваемым тру­дом, не требующим высокой ква­лификации, или пополнят ряды безработных. Без профессиональ­ных кадров в различных сферах экономики страны не будет раз­вития мусульманской уммы. Об этом еще сто лет назад говорил наш земляк Ризаэтдин Фахретдин

5Другой важный аспект- это потеря единства. Говоря в целом, мусульманская умма переживает далеко не лучшие времена, и это касается не только той местности, в которой мы проживаем. Сила мусульман — это вера и единство: «Крепко дер­житесь за верфь Аллаха все вмес­те и не разделяйтесь» (сура 3, аят 103). И те родители, которые отдали предпочтение домашнему образованию, не станут участво­вать в решении проблем и защите интересов детей других мусуль­ман, живущих по соседству. Поса­дил своего ребенка дома с репе­титором, и гори все синем пламе­нем — моя хата с краю, а что про­исходит с детьми братьев по вере, которые хотят добиться права полноценного функциони­рования, скажем, мусульманского класса, или организации халяль- питания в общеобразовательной школе, их просто не касается. Вместо сплочения мусульман в решении актуальных проблем обучения детей в общеобразова­тельной школе, развития сектора мусульманских школ и детских садов, в т.ч. частных, они замыка­ются только на своих внутрисе­мейных проблемах.

6 На сегодняшний день го­сударство не готово гаран­тировать поддержку домашнего образова­ния. В обще­образова­тельных шко­лах не хва­тает кадров. И нет уве­ренности, что педагоги после повы­шенной нагрузки в школе при­дут к ваше­му ребенку вечером давать уроки.

7 Система государственного образования в нашей стра­не оттачивалась веками. Нельзя её назвать полностью без­нравственной, атеистической, давно ли мы сами сидели за школьной партой, и все ли там было в чёрном свете? Помимо общеобразовательных уроков в школах функционируют различные предметные кружки — мате­матические, гуманитарные, про­водятся факультативы, позволя­ющие углубить знание школьника по выбранным направлениям. Может быть, лучше воспользоваться положительным опытом других регионов. Так, в Мордовии мусульманских детей стимулиру­ют различными стипендиями за отличную учебу в общеобразова­тельных школах и государствен­ных вузах, а в Саратовской облас­ти издали школьный учебник для ведения факультативов по «Осно­вам ислама», одобренный Минис­терством образования Саратов­ской области. Получается, другие могут, а мы — нет? Идею по продвижению домашне­го образования для детей-мусульман считаю поспешной и несвоевременной, не сложился еще контингент мусульман, кото­рый смог бы на протяжении один­надцати лет материально и морально вынести тяжелую ношу качественного и всестороннего развития своего ребенка. Детей надо отдавать в лучшие школы и вузы города, республики и стра­ны, только в этом случае у нас будет обоснованная надежда на лучшее будущее. Подъем уммы обусловлен качественным подъе­мом уровня знаний у мусульман во всех сферах жизнедеятельнос­ти.

РЕГИНА ГИЗАТУЛЛИНА

Читайте также: