Домашнее образование аргументы «ПРОТИВ»
В последнее время в мусульманской среде стали больше говорить о различных формах домашнего образования, и многим она видится панацеей от общественных проблем, но все ли так радужно на самом деле? По моему мнению, последствия этой моды могут негативно отразится на целом поколении подрастающих мусульман. Родители-мусульмане под влиянием каких-то фобий, вместо того чтобы дать всестороннее качественное образование своим детям в государственных общеобразовательных учреждениях, выбирают формы образования вне традиционной школы, тем самым лишая своих детей возможности получения хорошего образования, необходимого для освоения многих крайне востребованных для мусульманского общества профессий.
Почему я против идеи домашнего образования? Потому что эта идея выглядит привлекательно лишь в теории — ребенок обучается индивидуально, количество часов обучения по конкретному предмету регулируется родителями, появляется выбор способов проведения достаточно большого количества свободного времени ребенка, а самое главное — он защищен от негативного влияния сверстников. Однако на практике ситуация не столь безоблачна. Приведу лишь некоторые аргументы против идеи домашнего образования, которые, на мой взгляд, не позволят в ближайшее время всерьёз говорить о его необходимости.
1-Основным аргументом в пользу выбора домашнего образования выступает опасность негативного влияния на мусульманских детей их сверстников из немусульманских семей. Складывается достаточно абсурдная ситуация, когда одаренные (в плане образовательного потенциала) мусульманские дети, по причине того, что их родители чего-то боятся, запираются в четырех стенах, теряют драгоценное время, а их сверстники получают неплохое образование. Как же в данном случае связаны страх перед Аллахом и страх перед детьми — немусульманами? Того ли мы боимся? Ответ на этот вопрос может стать темой отдельного исследования, здесь же мне хочется лишь отметить, что основа нравственного воспитания детей закладывается в семье, и самая важная задача родителей — заложить основы ислама так крепко, чтобы потом их уже нельзя было вышибить никаким клином. Страх перед « немусульманским » обществом связан в большей степени с духовной слабостью. А как же тогда другие люди должны узнавать о нашей вере, если мы превратимся в отгороженную касту, эдакий «чайнтаун» в мегаполисе культур и народов.
2 Весомым аргументом против перехода мусульманских детей на образование вне школы является отсутствие материальной базы существующих экстернатов. По крайней мере, на Юго-востоке Татарстана экстерната с хорошей материально-технической базой, позволяющей, например, ученикам старших классов проводить лабораторные исследования с наглядными пособиями, практическим материалом, не существует. Получается, что химию, физику, биологию, географию дети должны будут осваивать без пробирок и реактивов, атласов, опытов по природе возникновения электрического тока, магнитных полей и т.д. Надомное образование — это специальная форма обучения для детей, как правило, не способных посещать общеобразовательные школы по состоянию здоровья. Небольшая доля образования вне школы приходится на спортсменов и особо одаренных детей, типа индиго. В последнем случае, дети могут посещать школы для особо одаренных детей, как правило, это пансионаты при ведущих вузах страны (МГУ им. Ломоносова и пр.). Жаль, что здоровых мусульманских детей, любознательных и активных, вынуждают находиться дома и только несколько раз в год вывозят на сдачу экстерном экзаменов и тестирований.
3 На сегодняшний день в мусульманской умме республики наблюдается катастрофическая нехватка квалифицированных специалистов по самым различным отраслям, развитие мусульманской инфраструктуры буксует. То, что происходит в сфере розничной торговли, еще можно охарактеризовать как прогресс, по сравнению с тем, что было, но что подразумевает под собой мусульманская инфраструктура — это, в первую очередь, широкий спектр взаимосвязанных элементов экономики, здравоохранения, образования, функционирующих в соответствии с шариатом. Разговоров много, но воз и ныне там. Например, лет десять говорят об открытии исламского банка в республике, приезжают всякие гости на многочисленные конференции по этой проблематике, но банком и не пахнет. В чем причина? Она банальна, нет специалистов, которые могли бы реализовать проект, а те, что приезжают, думают в большей степени о коммерческой составляющей проекта и возвратности инвестиций, нежели о том, как бы помочь татарам следовать шариату в финансовой сфере. Для того чтобы функционировал исламский банк в республике нужны специалисты очень высокого уровня. С одной стороны, они должны хорошо владеть основами исламского банкинга, с другой, — необходимы глубокие знания отечественного законодательства, ведь исламский банк должен будет ехать по российским законодательным «рельсам». К сожалению, профессионалов высокого класса в юриспруденции, бухгалтерском учете, медицине, строительстве, журналистике и других сферах среди мусульман раз, два и обчёлся. Идей-то много, но реализовывать их некому, а ведь справедливости ради стоит признать, что российские законодательные рамки достаточно лояльны. Подумайте только, жители «нейтральной» Швейцарии высказались крайне не нейтрально на референдуме по запрету на возведение минаретов. Возьмем ту же Турцию. Где до сих пор действует кемалистский запрет на ношение женщинами платков в государственных учреждениях, в том числе общеобразовательных и т.п., а в России Верховный суд даже в общегражданский паспорт разрешил женщинам фотографироваться в головном уборе. Проблема больше в нас самих, а не в окружающей среде. Несмотря на рост числа мусульман в республике, некому удовлетворять растущие потребности в мусульманских изданиях и телепередачах, школах и больницах.
4 Для качественного образования в домашних условиях необходимо иметь солидные материальные и моральные возможности. Если ребенок самостоятельно не справляется с образовательной программой, и вы не можете ему помочь, для успешного освоения предметов и сдачи ЕГЭ (без котоporo ребенка после школы никуда не примут) родителям придется дополнительно нанимать преподавателей, а это, как вы понимаете, дорогое удовольствие. Учитывая тот факт, что большинство мусульманских семей живут, прямо скажем, небогато, говорить о качественном семейном образовании и вовсе не уместно. Вот и получается, что вроде бы неплохо, что ребенок сидит дома до пятого-шестого класса. Трудности начинаются потом: неусвоенные предметы, репетиторы не по карману. В итоге, эти дети — плоды домашнего образования — займутся низкооплачиваемым трудом, не требующим высокой квалификации, или пополнят ряды безработных. Без профессиональных кадров в различных сферах экономики страны не будет развития мусульманской уммы. Об этом еще сто лет назад говорил наш земляк Ризаэтдин Фахретдин
5Другой важный аспект- это потеря единства. Говоря в целом, мусульманская умма переживает далеко не лучшие времена, и это касается не только той местности, в которой мы проживаем. Сила мусульман — это вера и единство: «Крепко держитесь за верфь Аллаха все вместе и не разделяйтесь» (сура 3, аят 103). И те родители, которые отдали предпочтение домашнему образованию, не станут участвовать в решении проблем и защите интересов детей других мусульман, живущих по соседству. Посадил своего ребенка дома с репетитором, и гори все синем пламенем — моя хата с краю, а что происходит с детьми братьев по вере, которые хотят добиться права полноценного функционирования, скажем, мусульманского класса, или организации халяль- питания в общеобразовательной школе, их просто не касается. Вместо сплочения мусульман в решении актуальных проблем обучения детей в общеобразовательной школе, развития сектора мусульманских школ и детских садов, в т.ч. частных, они замыкаются только на своих внутрисемейных проблемах.
6 На сегодняшний день государство не готово гарантировать поддержку домашнего образования. В общеобразовательных школах не хватает кадров. И нет уверенности, что педагоги после повышенной нагрузки в школе придут к вашему ребенку вечером давать уроки.
7 Система государственного образования в нашей стране оттачивалась веками. Нельзя её назвать полностью безнравственной, атеистической, давно ли мы сами сидели за школьной партой, и все ли там было в чёрном свете? Помимо общеобразовательных уроков в школах функционируют различные предметные кружки — математические, гуманитарные, проводятся факультативы, позволяющие углубить знание школьника по выбранным направлениям. Может быть, лучше воспользоваться положительным опытом других регионов. Так, в Мордовии мусульманских детей стимулируют различными стипендиями за отличную учебу в общеобразовательных школах и государственных вузах, а в Саратовской области издали школьный учебник для ведения факультативов по «Основам ислама», одобренный Министерством образования Саратовской области. Получается, другие могут, а мы — нет? Идею по продвижению домашнего образования для детей-мусульман считаю поспешной и несвоевременной, не сложился еще контингент мусульман, который смог бы на протяжении одиннадцати лет материально и морально вынести тяжелую ношу качественного и всестороннего развития своего ребенка. Детей надо отдавать в лучшие школы и вузы города, республики и страны, только в этом случае у нас будет обоснованная надежда на лучшее будущее. Подъем уммы обусловлен качественным подъемом уровня знаний у мусульман во всех сферах жизнедеятельности.
РЕГИНА ГИЗАТУЛЛИНА