Для одних – испытание, для других – завлечение
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, Аллах одаряет мирскими благами тех, кого любит, и тех, кого не любит, но верой одаряет тех, кого любит» (Тирмизи).
Ислам рассматривает мирские блага как необходимую часть жизни людей, приветствует достаток и богатство. Религия не принижает имущество, делая его чем-то грязным, порицаемым, но и не превозносит его и не восхваляет в чистом виде, но относится к нему как к средству. Если его приобретают честно и используют для блага — оно становится благом. Если приобретают запретно, используют для злых целей — оно становится злом. Таким образом, ислам приветствует материальный достаток, заработанный праведным путем и, тем более, расходуемый на благие цели.
Мусульманин должен знать, что Всевышний Аллах в этой жизни дарует одним людям больший удел, чем другим. Это закон Аллаха. Всевышний говорит: «Аллах возвысил одних из вас над другими посредством богатства и удела» (сура «Ан-нахль», аят 71).
К сожалению, многие люди сегодня отдалились от религии, они смотрят на происходящее в их жизни только через призму материального, а невозможность обладать каким-либо земным благом отравляет им жизнь. Человеку свойственно сравнивать свое материальное положение с положением других людей и особо обращать внимание на тех, кто «удачливее» его. Если раньше, например, 100 лет назад, он видел только более богатого родственника или соседа, то сегодня в век телевидения и интернета поток информации обрушился на человека. Миллиардеры и миллионеры, частные самолеты и яхты, роскошные виллы, автомобили и украшения — постоянное сравнение не в свою пользу вызывает в человеке чувство недовольства своим положением, чувства зависти и злобы, приводит к депрессии и угнетенному состоянию.
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Того, у кого есть два качества, Аллах запишет из числа благодарных и терпеливых, а того, кто их лишен, Аллах не запишет из числа благодарных и терпеливых. Кто в делах религии смотрит на того, кто выше, и следует за ним, а в отношении мирского, смотрит на того, кто ниже, и восхваляет Аллаха за то, что у него больше, того Аллах запишет из благодарных и терпеливых. А кто в делах религии смотрит на того, кто ниже, а в отношении мирского смотрит на того, кто выше, и горюет о том, что ему не дано, того Аллах не считает из числа благодарных и терпеливых» (Ат-Тирмизи).
Мусульманина не должно удивлять, если он видит человека, отрицающего Господа и погрязшего в грехах, при этом обладающего чем-то из земных богатств. Эти богатства не проявление милости Аллаха к нему и не попустительство Господа, как думают некоторые. Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если увидишь, что Могучий и Великий Аллах одаряет раба желанными мирскими благами, несмотря на его ослушания, то это лишь завлечение» (Ахмад).
Человек своим упорным неверием и грехами заслуживает гнева Всевышнего, и Он разглаживает ему дорогу и облегчает жизнь до такой степени, что человек начинает считать, что вообще не нуждается в Господе. Он становится надменным, несправедливым, не боится совершать грехи, он становится достойным сурового наказания. Это и есть завлечение Аллаха. Всевышний Аллах сказал в Коране: «Когда они позабыли о том, что им напоминали, Мы распахнули перед ними врата ко всякой вещи (всех благ). Когда же они возрадовались дарованному, Мы схватили их внезапно, и они пришли в отчаяние!» (сура «Аль-Ан’ам», аят 44).
И по этому поводу один из ранних мусульман советовал: «Если увидишь, что Аллах непрестанно одаряет тебя милостями, в то время как ты ослушаешься Его, то остерегайся, потому что Он завлекает тебя».
Мусульманин должен быть очень внимательным и щепетильным в том, как он приобретает материальные блага и расходует их. И если он преуспел в этом, то получит награду от Господа. Если же он был бедным и терпел, то тоже получит награду от своего Господа. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Сколь удивительно положение верующего! Поистине, все в его положении является благом для него, и никому (не дано) этого, кроме верующего: если что-нибудь радует его, он благодарит (Аллаха), и это становится для него благом, если же его постигает горе, он проявляет терпение, и это тоже становится для него благом» (Муслим).
Суры, которые Пророк, мир ему и благословение Аллаxа, читал перед сном
Передают со слов Фарва ибн Науфала, что он однажды пришел к Пророку, мир ему и благословение Аллаха, и сказал: «Посланник Аллаха, научи меня какой-нибудь молитве, которую я читал бы перед сном». Он сказал: «Читай [суру] «Куль йа айуха-ль-кафирун», ибо, поистине, она является [свидетельством] непричастности к ширку» (Аxмад, ат-Тирмизи, ан-Насаи, Абу Давуд и другие).
Передают, что Джабир ибн ‘Абдаллах рассказывал: «Пророк, мир ему и благословение Аллаха, не засыпал, не прочитав суры “ас-Саджда” и “ал-Мульк”» (ат-Тирмизи).
В сахих Бухари (2311) приведен следующий хадис: «Когда отправляетесь спать, то читайте Аят уль Курсий, тогда у вас будет охранник от Аллаха, и ни один шайтан не подойдет к вам, пока не наступит утро»
Со слов Аишы сообщается, что каждую ночь, когда Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) шел спать, он складывал ладони вместе и читал на них «Куль хуа-Ллаху ахад», «Куль а’узу би-раббиль-фаляк», «Куль а’узу би-рабби-ннас» (3 последних суры из Корана). Затем он дул на ладони и обтирал ими все тело, до куда мог достать, начиная с головы, и он повторял это три раза» Бухари (5017)