Дети и намаз
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Велите детям совершать намазы, начиная с семилетнего возраста, наказывайте за их оставление с десятилетнего возраста, а также укладывайте их спать раздельно»
Разъясняет шейх Мухаммад ибн Аман аль-Джами:
Ребенок, который не достиг семилетия, еще не чувствует ответственности, поэтому нам велено приказывать своим детям совершать намаз, когда они достигнут семи лет. Это – исламская норма, которой необходимо держаться. Нужно приказывать детям совершать молитву, начиная с семи лет. Это не означает, что мы говорим им: «Молитесь», и на этом всё. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сообщил о том, что нужно приказывать детям совершать молитву, а это означает, что мы должны научить их совершать её правильно. Если ты скажешь ребенку, который играет: «Иди в мечеть и молись», и не станешь учить его, как совершать омовение и молитву, то это не снимет с тебя ответственности. Ответственность спадёт только тогда, когда ты научишь его совершать омовение и молитву, а затем скажешь: «Иди и помолись».
Многие люди совершают ошибку, когда берут семилетнего ребенка или ребенка еще меньшего возраста в мечеть, а этот ребенок не умеет совершать ни омовение, ни молитву. Затем они ставят этого ребенка в ряд молящихся, и этот ряд уже считается разорванным. Ведь, этот ребенок стоит в ряду, но не совершает молитву. В такой ситуации уместны слова пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Того, кто соединит ряд, соединит (вознаградит) Аллах, а с тем, кто разорвет ряд, порвет Великий и Всемогущий Аллах».
Ты берёшь ребенка, который не соображает в вопросах молитвы, и ставишь его в первом ряду рядом с собой и позади имама. Люди, видя это, молчат из учтивости, хотя этот ребенок не совершает молитву. Может быть, что у этого ребенка даже нет омовения, так как ты привёл его в мечеть, не научив предварительно совершать омовение и молитву. Это – ошибочное действие! Находясь дома, ты обязан научить ребёнка совершать омовение и молитву. Затем научи его тому, где он должен стоять в коллективной молитве. Ребенок не должен становиться в первом ряду. Он должен стоять там, где стоят дети. Если молящиеся, например, совершают коллективную молитву в два ряда, то дети должны стоять во втором ряду. Именно так научил нас пророк, да благословит его Аллах и приветствует, и мы должны придерживаться этой нормы.
Если ребёнок достигает десяти лет, и ты видишь с его стороны невыполнение приказов и возмущение, то этот хадис разрешает наказать его, чтобы это было воспитанием и устрашением для него, дабы впредь он не оставлял молитву.
В этом же возрасте необходимо сделать так, что дети спали отдельно. Каждый ребенок должен спать отдельно. Таковы нормы Ислама!» (из книги «Шарх шурут ас-салят», стр 7-8)