Что является наивысшим из благ, которыми Аллах одарил человека?
Мусульманские улемы разошлись во мнениях по этому поводу. Некоторые считали, что наивысшее из благ — это прохладная вода. Комментируя слова Могучего и Великого Аллаха «В тот день вы будете спрошены о благах» (ат-Такасур, 8), некоторые учёные сказали: «Вы будете спрошены о прохладной воде, ибо это — одно из лучших благ».
В хадисе, переданном в «Муснаде» имама Ахмада, сообщается, что Пророк r говорил в мольбе: «О Аллах, сделай любовь к Тебе для меня милее, чем любовь к прохладной воде во время жажды». Ибн Раджаб в книге «Ихтисам ал-мала’ ал-а‘ла» назвал хадис хорошим.
Однажды Ибн ‘Умар постился в Медине, а когда пришло время разговения, ему подали прохладную воду и он сказал: «О Аллах, я люблю Тебя сильнее, чем эту прохладную воду».
В том, что прохладная вода является одним из величайших благ, легко убедиться во время жажды. Разве в таком состоянии можно желать что-либо сильнее, чем прохладную воду?
Однажды известный ученый и великий проповедник Ибн ас-Саммак пришёл к Харуну ар-Рашиду и сел рядом с ним.
— Ибн ас-Саммак, кто из нас является большим аскетом: я или ты? — спросил его Харун ар-Рашид, зная, что тот ведет более аскетичный образ жизни.
— Ты, Харун ар-Рашид, больший аскет, чем я, — ответил учёный.
— Почему? — спросил он.
— Потому что ты будешь аскетом в последней жизни, о которой Аллах сказал: «Последняя жизнь — лучше и дольше» (87:17), а я — аскет в этой преходящей жизни. Тот, кто отказывается от золота, является большим аскетом, чем тот, кто отказывается от дров, — сказал Ибн ас-Саммак.
— Ты прав, — сказал Харун ар-Рашид.
Когда Харуну ар-Рашиду принесли воду для питья, Ибн ас-Саммак сказал ему:
— Именем Аллаха прошу, не пей, пока не выслушаешь меня.
— Что ты хочешь сказать? — спросил халиф.
— Если бы у тебя попросили полцарства за этот глоток воды во время жажды, ты бы отдал? — спросил он.
— Да, клянусь моим Господом, — ответил Харун ар-Рашид.
Когда он выпил, учёный снова спросил его:
— А если бы у тебя попросили полцарства за то, чтобы ты мог освободиться от выпитой воды, ты бы отдал?
— Да, клянусь моим Господом, — ответил Харун ар-Рашид.
— Царство, которое не стоит глотка воды, не является истинным царством, — заключил Ибн ас-Саммак.
По мнению некоторых улемов, величайшее благо — это жизнь. Всевышний Аллах сказал: «Аллах — Тот, Кто создал вас, а потом одарил пропитанием. Потом Он умертвит вас, а потом оживит» (ар-Рум, 40);
«Аллах вывел вас из чрева ваших матерей, когда вы ничего не знали. Он наделил вас слухом, зрением и сердцами, — быть может, вы будете благодарны» (ан-Нахл, 78). В этих аятах подчеркивается, что жизнь – это великое благо, за которое надлежит быть благодарным Творцу.
Другие считали, что наивысшее благо – это здоровье, поскольку человек вспоминает о нём лишь тогда, когда заболевает. В священном хадисе сообщается, что, когда раб заболевает, Аллах говорит: «Клянусь Моим могуществом и величием, Я посылаю верующему болезнь лишь с двумя целями: чтобы забрать его душу и простить ему все прошлые и будущие грехи или чтобы сохранить ему жизнь и вернуть ему здоровье, заменив его кости, мясо и кровь более лучшим».
В достоверном хадисе, переданном в “Сунане” ат-Тирмизи, сообщается, что в день воскресения Могучий и Великий Аллах потребует отчёта от Своего раба и скажет: «Разве Я не сделал твоё тело здоровым?»
Передают со слов Ибн ‘Аббаса, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Есть два блага, к которым многие люди относятся небрежно: здоровье и свободное время». Таким образом, здоровье действительно является одним из величайших благ.
Наконец, некоторые улемы считали, что величайшее из благ — это вера. На наш взгляд, это мнение самое правильное, ибо вера является залогом спасения и благополучия в последней жизни, которая лучше и дольше!
Всевышний сказал: «Разве тот, кто был мертвецом, и Мы вернули его к жизни и наделили светом, благодаря которому он ходит среди людей, подобен тому, кто находится во мраках и не может выйти из них?» (ал-Ан‘ам, 122). Из этого откровения следует, что верующий живет, тогда как неверующий мертв, несмотря на то, что оба существуют и движутся.