Амин – пример высокой нравственности

При жизни Пророка Мухаммада его народ прошел сразу несколько стадий исторического развития. По мнению мусульманских ученых, больше всего на преображение и улучшение его современников повлияла нравственность Пророка Мухаммада и его призыв к исправлению нравственных норм и обычаев.

 

Сам Пророк Мухаммад, характеризуя свою посланническую миссию, говорил: «Моя пророческая миссия направлена на усовершенствование прекрасных нравов».

И действительно, вся его жизнь полна удивительных высоконравственных примеров, каждый из которых требует отдельного рассмотрения.

Всего одно слово – «аль-Амин», которым Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) называли соплеменники, скрывает за собой множество великих примеров высокой нравственности. «Аль-Амин» означает «верный, надежный».

Для предпринимателя или торговца «Амин» значит надежный в торговле и финансах, честный, никогда не нарушающий обещаний, далекий от всех форм лжи и обмана. И Посланник Всевышнего (да благословит его Аллах и приветствует) даже в ту ночь, когда должен был уйти из Мекки, переселяясь в Медину, у себя на хранении имел некоторые вещи тех, кто не признавал его пророчества. Они отрицали его как Пророка, но даже они доверяли ему больше, чем своим близким. А он, в лучшей мере воплощая в себе это прекрасное качество – «Амин», несмотря на угрозу смерти, оставляет в Мекке своего двоюродного брата Али, чтобы вернуть ценности хозяевам.

Для руководителя «Амин» значит тот, кому можно доверить управление, кто умеет объективно анализировать события и принимать правильные решения. И Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) был самым лучшим управленцем и руководителем, чей талант признан как современниками, так и поздними исследователями.

Воин назвал бы «Амином» храброго, сражающегося в первых рядах, и никогда не оставляющего поля битвы человека, умело ведущего бой. И таких примеров в жизни Посланника Всевышнего было немало.

Бедняки и неимущие подразумевают под «Амином» человека, к которому всегда можно обратиться за помощью и который всегда ответит на просьбу просящего. И наглядной иллюстрацией каждого из этих пониманий становится то или иное событие в жизни одного человека, посланного Всевышним, с самым прекрасным нравом, современники которого, все без исключения, называли «Мухаммад Амин».

Таким был Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует). Люди, глядя на его пример, изменялись в лучшую сторону.

Выдающийся татарский богослов и историк Ризаэтдин Фахретдин отмечал: «Общество, имеющее высокие нравы прогрессирует, а вместе с падением нравственности опускается и само общество». Объясняя феномен победы первых мусульман-арабов, «вышедших из гор Хиджаза, не умевших даже шить себе рубашки и оборачивающихся в полотна», над обладающими лучшими армиями, самыми могущественными, богатыми, и высокообразованным нациями того времени – персами и византийцами, Ризаэтдин хазрат писал: «Причина эта известна. У византийцев и персов к тому времени были испорчены нравы, а арабы, воспитанные Божественным Откровением и Пророческим Посланием, имели прекрасную нравственность. Низкие нравы не смогли противостоять высоким. И данное положение многократно проверялось в истории Ислама и после персов и византийцев, каждый раз имея одинаковой результат, основываясь на который можно заключить: «Благонравные общества – счастливы, а безнравственные – несчастны».

Сегодня очень важно говорить о нравственности. И не только говорить, но и исполнять в жизни, совершенствоваться, соблюдать самому и призывать к нравственности близких – всё это очень важно. Духовное воспитание – это не разовые события. Это ежедневный труд, благодаря которому мы и наши будущие поколения сможем сохранить и сберечь самые лучшие качества, доставшиеся нам от предыдущих поколений.