Абу Бакр ас-Сыддик – достоинства великого сподвижника
Эта статья – об Абу Бакре ас-Сыддике, первом мужчине, который принял Ислам. Ибн аль-Джаузи упоминал, что праведные предшественники обучали своих детей любить Абу Бакра и Умара так же, как обучали их сурам из Корана. И это подтверждает важность проявления почтения к сподвижникам в Исламе. Хасана Басри спросили: «Любовь к Абу Бакру и Умару из Сунны?» Он ответил: «Нет, это обязанность».
Его звали Абдуллах ибн Усман, он был арабом из племени курайшитов, а Абу Бакр – это его прозвище. Он был на 2 года младше Пророка и умер через 2 года после его смерти. Как известно, первым, принявшим Ислам из свободных мужчин, был Абу Бакр (да будет доволен им Аллах), из детей – ‘Али, из женщин – Хадиджа, из вольноотпущенников (мавла) – Зайд бин Харис, из рабов – Билал.
В Исламе Абу Бакр ас-Сиддик читается самым лучшим из людей после пророков. После него идут Умар, Усман, Али (да будет доволен ими Аллах). Эти люди хоть и не достигли уровня пророков, но на их достоинства указано в Коране. Если Всевышний избрал их для того, чтобы они находились рядом с Посланником Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), то это уже говорит о многом.
До Ислама
Абу Бакр был высоконравственным человеком еще до принятия Ислама. Он был из тех, кто отстранялся от грехов даже не будучи мусульманином. Из хадисов известно, что Абу Бакр и Усман не употребляли алкогольных напитков до ислама, основываясь на общепринятые понятия о нравственности («Сунан Абу Дауд», №4504).
Ибн Хишам пишет: «Абу Бакр был человеком, уважаемым в своем народе, любимым, мягким. Он занимался торговлей, был человеком высокой нравственности и большой доброты».
С давних пор он был знаком с Мухаммадом. Абу Бакр был похож на Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) во всех отношениях. Разные по характеру люди не могут долго находиться друг с другом, а Абу Бакр был другом Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) ещё до пророчества. Даже принятие Ислама для него не было чем-то необычным, как для остальных, на что Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) не раз указывал, приводя его в пример: «Кого бы я ни призывал к исламу, они высказывали сомнения, рассуждали и колебались, за исключением Абу Бакра, который не отверг ислам, когда я рассказал ему о нем и не сомневался в нем» («Сира», глава о первых мусульманах).
Почему он назван Сыддик – правдивейший
В ночь аль-Исра валь Мирадж Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) вознесся на небеса и получил веление совершать молитвы. Когда Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) рассказал об этом, мекканцы, не веря, что за один миг можно побывать на небесах, да ещё вернуться так, чтобы не остыла постель, пришли к Абу Бакру и высказали свои сомнения. Абу Бакр (да будет доволен им Аллах) сказал, что если это говорит Пророк (да благословит его Аллах и приветствует), то это правда. Удивлённые мекканцы не могли успокоиться и стали переспрашивать его. Тогда Абу Бакр сказал, что поверит в ещё более невероятное, если это исходит из уст Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует).
Именно поэтому его назвали «Сыддик» — из-за того, что он счел правдой сообщение Посланника (мир ему и благословение), не искав подтверждений рассказанному.
…Перевесит чаша Абу Бакра
Как только Абу Бакр принял Ислам, он рассказал о нём своим лучшим и надёжным знакомым. Усилиями Абу Бакра Ислам приняли такие великие сподвижники, как Усман ибн ʼАффан, Тальха ибн ʼУбайдуллах, аз-Зубейр ибн аль-ʼАввам, Саид ибн Абу Ваккас, и ʼАбдуррахман ибн ʼАуф. В некоторых источниках указывается, что все они приняли Ислам в один день.
Эти пять человек — прославленные сподвижники и лучшие люди этой Уммы. Их блистательные имена золотыми буквами вписаны в историю Ислама. Уже при их жизни Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сообщил им, что они войдут в Рай. И все они – на весах добрых дел Абу Бакра, потому что именно он призвал их к Исламу. А раз на весах Абу Бакра будут такие великие люди, то мы без труда можем понять слова Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха), который сказал: «Если бы вера (иман) всей моей Уммы была положена на одну чашу весов, а иман Абу Бакра на другую чашу, то перевесила бы чаша Абу Бакра».
Абу Бакр старался совершать все дела, приводящие к награде Аллаха
Сборник хадисов Муслим, 1028: Абу Хурайра сказал: «Посланник Аллаха спросил: «Кто из вас сегодня постится?» Абу Бакр ответил: «Я». Он спросил: «Кто из вас сегодня участвовал в похоронах, дойдя до кладбища?» Абу Бакр ответил: «Я». Он спросил: «Кто из вас сегодня навестил больного?» Абу Бакр ответил: «Я». Тогда Посланник Аллаха, сказал: «Любой из вас, в ком соберётся исполнение всех этих дел, конечно же, войдёт в Рай».
Имущество Абу Бакра принесло Пророку великую пользу
Как было сказано, Абу Бакр занимался торговлей, но большую часть своих средств он направлял на исламские цели – выкуп рабов из рабства, выкуп пленников, помощь бедным и переселенцам, раздачу милостыни и так далее.
Сообщается, что Абу Хурайра сказал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Никакое имущество никогда не принесло мне столько пользы, сколько имущество Абу Бакра”. Абу Бакр заплакал и сказал: “А разве я и моё имущество не принадлежим тебе, о посланник Аллаха?!”» (Этот хадис передали Ахмад 2/253 и Ибн Маджах 94.)
Зайд ибн Аслям передал со слов своего отца: «Я слышал, как ‘Умар ибн аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах, говорил: “Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, повелел нам раздавать милостыню, в тот момент у меня было (кое-какое) имущество. Я подумал, если я и обойду Абу Бакра, то обойду сегодня. Я принес (для милостыни) половину своего имущества, а посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, спросил: “Что ты оставил своей семье?” Я ответил: “Ровно столько же”. Следом за мной Абу Бакр принес всё свое имущество. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал ему: “Что ты оставил своей семье?”, (на что тот, да будет доволен им Аллах,) ответил: “Я оставил для них Аллаха и Его посланника”. И тогда Умар сказал: “Мне никогда не опередить тебя!”». Этот хадис передали Абу Дауд 1678 и другие. Иснад хороший.
Абу Бакр в Коране назван «поддержкой» Пророку Мухаммаду
Действительно, о достоинстве Абу Бакра упоминается и в Коране – в суре «Тауба», аят 40. В этом аяте говорится о переселении Пророка из Мекки в Медину, а в пути его сопровождал лишь один Абу Бакр. Скрываясь от погони, они вдвоём затаились в пещере, а когда опасность миновала, продолжили свой путь и благополучно добрались до Медины.
В «Сахихах» аль-Бухари и Муслима приводится рассказ Анаса ибн Малика о том, что Абу Бакр сказал: «Когда мы находились в пещере, я увидел стопы язычников над нашими головами и сказал: “Посланник Аллаха, если кто-нибудь из них взглянет себе под ноги, то увидит нас!” Он ответил: “О Абу Бакр, почему ты беспокоишься о двоих, если с ними Аллах?”»
И было ниспослано: «Если вы не поддержите его, то ведь Аллах уже оказал ему поддержку, когда неверующие изгнали его. Он был одним из тех двоих в пещере и сказал своему спутнику: “Не скорби, ибо Аллах с нами”» (Сура 9 «Покаяние», аят 40).
После смерти Пророка сподвижники избрали Абу Бакра предводителем
Осознавая расположение Абу Бакра, его приближенность к посланнику Аллаха, его достоинства и первенство в Исламе, сподвижники избрали его халифом после смерти посланника, да благословит его Аллах и приветствует, то есть предводителем своего первого государства.
При этом сподвижники руководствовались тем, что именно Абу Бакру Пророк поручил руководить делегацией паломников за год до своей смерти. Именно Абу Бакру он поручал становиться имамом на намазах в дни своей болезни, когда сам не мог подняться с постели. Кроме того, сам Пророк говорил людям обращаться к Абу Бакру за руководством. В сборнике Бухари есть хадис: «(Однажды) к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, пришла какая-то женщина, и он велел ей снова вернуться к нему позднее. Она спросила: “Скажи мне, а что если я приду, но не найду тебя?” — как бы имея в виду смерть. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Если не найдёшь меня, ступай к Абу Бакру”».
Почитание Абу Бакра – часть исламской веры
Существует множество высказываний ученых ранних поколений о том, что по Исламу мусульмане должны уважать и почитать Абу Бакра, а также остальных сподвижников. В качестве примера приведем высказывания имама Абу Ханифы, мазхаб которого распространен во многих мусульманских странах, а также в нашем регионе.
Абу Ханифа сказал: «Мы утверждаем, что самыми лучшими людьми этой уммы после нашего пророка Мухаммада, да пребудет над ним мир и благословение Аллаха, являются Абу Бакр ас-Сиддык, затем Умар, затем Усман, а затем Али, да будет доволен ими всеми Аллах, а обо всех остальных сподвижниках посланника Аллаха, да пребудет над ним мир и благословение Аллаха, мы говорим только самое доброе» («Китаб аль-Васыййа» с комментариями, стр. 14).
Абу Ханифа сказал: «Пребывание любого сподвижника вместе с посланником Аллаха, да пребудет над ним мир и благословение Аллаха, в течение хотя бы одного часа, лучше, чем (добрые) деяния любого из нас на протяжении всей жизни, даже если она была долгой» (источник: «Манакиб Аби Ханифа» имама Ахмада аль-Макки, стр.76).