Закят – не менее важный столп Ислама, чем намаз
Уважаемые мусульмане! В месяц Рамазан Аллах помогает совершать добрые дела, которые по каким-то причинам откладывались. Мусульманину в эти дни легко читать намаз, ему не трудно держать пост и принять решение съездить в хадж. Именно поэтому в этот месяц мусульмане стараются совершить больше добрых дел, в том числе выполнить важный столп Ислама – закят.
Но порой бывает очень тяжело выплачивать закят, особенно если человеку нелегко достаются деньги. Он говорит: «Я же с таким трудом заработал, как я могу отдать их тому, кто не трудился, не старался». Такие мысли внушает шайтан, этот человек начинает искать пути, для того чтобы не платить закят. Но нужно помнить, что Аллах Тагаля дал часть имущества, которое не принадлежит человеку, чтобы проверить, как он поступит с ним: присвоит их себе или скажет: «Аллах дал мне эту часть имущества – закят, для того чтобы я его выплатил и получил вознаграждение в виде бараката, благ в имуществе, спасения от Ада или же огромнейшей награды, которую мы даже не можем себе представить».
Закят нужно выплачивать с таких видов имущества, как золото, серебро или их эквивалентов, т.е. – это денежные единицы, финансовые вложения, инвестиционные проекты, оборотные средства, деньги, хранящиеся дома, в банке, в акциях. Сюда же относятся деньги, которые тебе должны вернуть другие люди. От этих сумм и нужно выплачивать закят – 2,5% (иначе говоря 1/40 часть от всей суммы). При этом передавать закят нужно только в обозначенные в Коране места (а именно – бедным, малоимущим, оставшимся без средств путникам и так далее, что разъяснено в 9-ой суре Коране, аят 60).
Мусульманин должен исполнять то, что ему Аллахом предписано в строгом соответствии с Кораном и сунной Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха). Аллах Тагаля говорит: «Читайте намаз и выплачивайте закят», т.е. намаз и закят неразделимы, так же как неразделимы омовение и само действие намаза. Без омовения намаз не действителен. Здесь то же самое: если человек читает намаз, но не выплачивает закят, то у этого человека такое состояние, как будто и намаза у него нет. Этот человек предстанет в Судный день, и Аллах Всевышний будет решать: прощать его или нет.
В одном из хадисов говорится, что Ислам основывается на пяти столпах и один из них – выплата закята. Таким образом, Ислам человека, который не выплачивает закят, разрушается, потому что нет одного столпа, который держал бы его. Человек, вышедший из ислама, называется «муртадом». Даже если человек ходит в хиджабе, читает намаз и выполняет всё, что предписано, но внутри себя считает, что закят необязателен, то он – становится «муртадом». Если же человек считает, что закят важен, но скупость берет над ним верх и он вовсе не выплачивает закят или выплачивает не в полном объеме, то он – фасик – мусульманин, который совершает большой грех. Таким образом, положение незавидное ни у «муртада», ни у «фасика».
Одна из ошибок мусульман – это то, что они не обращаются к знающим или ответственным за закят людям. Если прийти к такому человеку и назвать свои доходы, то он поможет вам рассчитать сумму закята. Но некоторые люди боятся услышать эту сумму и поэтому не спрашивают ни у кого, всем говорят, что они сами выплачивают закят. Но если мы посмотрим, как было во времена Пророка (мир ему и благословение Аллаха) и в первые годы после него, то увидим, что мусульмане сперва собирали закят у одного надежного человека, назначенного халифом для этой деятельности, затем этот закят раздавали тем, кому положено получать его. Таким образом, предводители мусульман несли ответственность за правильность исполнения закята. А если человек сам отдает закят, то он берет на себя полную ответственность за его исполнение. Если неправильно выплатил или отдал не тому человеку, то закят не засчитывается. Поэтому так важно распределять закят организованно, через назначенных для этого дела людей: они проверят положение того, кто получает закят, не обманывает ли он, не получает ли деньги от разных мусульман, обделяя тем самым других нуждающихся. Такой проверкой, сбором информации о нуждающихся людях, уточнением их положения и занимаются в наше время закятные комитеты и благотворительные фонды при мечетях и муфтиятах.
Альхамдулиллах, имущество человека не становится меньше, когда отдаешь закят или пожертвования. Всевышний Аллах даёт благо в том имуществе, которое остаётся, а потраченная сумма тем или иным путём возвращается обратно. Как сказал Пророк: «Садака никогда не уменьшит имущество мусульманина», – и это достоверный хадис.
Наш мир не бесконечен, у каждого из нас свой отпущенный для жизни срок. После смерти всё имущество останется. Скорее всего, оно достанется детям, и нередко бывает так, что наследство становится причиной ссор между ближайшими родственниками. Печально, если человек от накопленного имущества не получит никакого блага. Но в Исламе разъясняется – любая сумма, потраченная на благотворительность, становится запасом для Судного дня. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «У того, кто подаст милостыню, равную даже половине финика из своего благоприобретённого имущества — а Аллах не принимает ничего, кроме благого! — Аллах примет её Своей правой рукой и станет увеличивать эту милостыню для подавшего её подобно тому, как любой из вас выращивает своего жеребёнка, пока не достигнет она размеров горы».
Пусть Всевышний поможет всем нам стать добрее и щедрее в этот месяц Рамадан, чуткими и внимательными к нуждам окружающих.