Хутба про закят
Хвала Аллаху! Да благословит и приветствует Аллах нашего Пророка Мухаммада.
Уважаемые мусульмане! Так повелось у нас, что в месяц Рамадан мы стремимся отчислять из наших заработков закят – благотворительную милостыню. И поэтому не будет случайным, если сегодняшнюю проповедь мы посвятим разъяснению некоторых правил, связанных с этим великим столпом нашей религии – закятом.
В первую очередь, стоит отметить, что на основании многих аятов из Корана, хадисов, а также единогласного мнения исламской уммы, мы можем сказать, что выплата закята является обязательной частью нашей религии, и никто не вправе отрицать эту обязанность. Так, Всевышний говорит в Коране: «И выстаивайте молитвы, и выплачивайте закят!» Как видим, закят был поставлен в один ряд с молитвами, и это ли не указывает на его важность?
Наверное, многие из слушателей знакомы с историей, случившейся после смерти нашего Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, когда некоторые бедуинские племена стали отрекаться от религии. Некоторые из них отреклись полностью, часть же решила, что после смерти Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, они перестанут выделять закят в пользу неимущих. Как известно, первый правитель в исламском Халифате Абу Бакр, услышав подобные рассуждения, объявил, что направит военное войско против таких племен, ибо знал, что, отказавшись от закята, те племена отказались от своей веры! Вот, насколько серьезным было отношение к закяту у ранних мусульман.
Таким образом, ученые-богословы сделали следующее заключение о человеке, который отказывается выплачивать закят: если этот человек отвергает обязательность закята и не верит в то, что закят является обязательной частью религии, то он выходит из религии. Если же человек признает обязательность закята, верит в то, что закят – один из столпов Ислама, но сам из-за своей скупости, лени и других подобных причин не платит закят, то считается грешником, хотя и остается мусульманином. О последнем человеке мы говорим, что в этом мире мы считаем его нашим единоверцем, однако какая участь ожидает его в Судный день, будет зависеть только от воли Аллаха: пожелает – простит, а захочет – накажет за такой большой грех, как отказ от закята.
Совсем другим является положение того человека, кто из своих заработков отдает необходимую долю в качестве милостыни-закята. В том случае, если он делает это искренне ради Аллаха, надеясь получить награду Всевышнего, то будьте уверены: потраченные на закят деньги вернутся к нему, с помощью Аллаха, в лучшем виде. Что значит – в лучшем виде? Это означает, что у такого человека имущество, во-первых, станет благословенным, владелец имущества почувствует довольство от обладания им, оно будет защищено самим Аллахом от несчастья и ущерба.
Во-вторых, взамен потраченных на закят денег Аллах дарует человеку возмещение, своего рода «компенсацию». Как это может быть? Например, торговые дела человека пойдут более успешно, либо человек получит некий дополнительный доход, откуда совсем не ожидал.
В-третьих, может быть так, что имущества не станет больше, но увеличится баракат в нем: человек станет меньше тратить денег на малозначимые расходы, и в итоге их сохраненная сумма станет больше! Как часто в жизни многих людей происходит такая ситуация: они видят некую новую вещь, которая им нравится, и тут же приобретают её. А затем, придя домой и здраво оценив покупку, они понимают, что она вовсе не была им нужна. Но покупка уже сделана, и деньги потрачены, а точнее – выброшены на ветер! Вот простой пример: человек покупает новую машину, а немного поездив, разочаровывается в ней, находит в ней много недостатков и решает продать её. Но продать эту машину сейчас можно, лишь очень сильно сбросив ее цену от первоначальной. Таким образом, человек теряет много денег и, вдобавок, остается расстроенным от неудачной покупки. Это пример того, как в имуществе отсутствует баракат. А у того человека, чье имущество обладает баракатом, каждая копейка оказывается полезной!
Все упомянутое касалось только нашей жизни. А если вспомнить о награде в Судный день за потраченное на закят имущество, то она неисчислима. Всевышний Аллах говорит в Коране: «И что бы вы ни потратили ради Аллаха, Всевышний обязательно вам это возместит, ведь Аллах – Наилучший из дарующих удел» (34: 39).
Уважаемые мусульмане! Мы должны понимать, что Всевышний предписал для нас закят неслучайно. Закят так же, как и многие другие виды поклонения, предписан именно для испытания человека, проверки его веры. Так, например, Аллах дарует некоему человеку имущество в сто тысяч рублей. Из этой суммы, как известно, полагается отдать в качестве милостыни две с половиной тысячи. И вот, сделав закят обязательным для людей, Аллах и проверяет, будет ли человек покорным Всевышнему и отчислит положенную сумму в пользу бедных или же он окажется скупым и непослушным, отказавшись помогать неимущим людям. Точно так же и все остальные обряды Ислама предписаны Всевышним для того, чтобы испытать человека. То же самое касается, в том числе, и поста в месяц Рамадан, который мы сейчас соблюдаем. Так, Аллах окружил человека многими доступными вещами – и едой, и питьем, и супругой. Но в месяц Рамадан Аллах повелел человеку воздерживаться от этих вещей в течение дня. Именно так Всевышний проверяет, кто из нас будет верным Аллаху и станет исполнять Его законы, а кто станет ослушником, вероломно нарушающим постановления Аллаха.
Кроме того, нам следует упомянуть и о том, что уготовано тому, кто высокомерно отказывается отчислять закят из своих заработков. О таком человеке Аллах сказал: «А те, которые собирают золото и серебро и не расходуют его на пути Аллаха, – обрадуй их мучительным наказанием. В тот день, когда в огне геенны будет накопленное богатство разожжено и будут заклеймены этим их лбы, и бока, и хребты! Это – то, что вы сберегли для самих себя. Вкусите же то, что вы сберегали!» Пусть же Аллах убережет нас от такого позорного наказания. Если кто-то из нас станет богатым, пусть выдает закят в пользу бедных. А кто не станет богатым, пусть довольствуется своим положением и достойно переносит возможные трудности.
Собираясь выплачивать закят, мы должны помнить, что наша милостыня будет принята только в том случае, если она была направлена на разрешенные Аллахом благие цели. Для того, чтобы закят направлялся только на указанные цели, в мусульманских странах правительства создают специальные комиссии, которые на государственном уровне занимаются сбором и расходованием закята. Но в нашей стране таких органов, занимающихся закятом, нет, поэтому каждый мусульманин должен самостоятельно определить, куда отдать свой закят. И, в крайнем случае, если уж он не знает, как распределить закят, либо сомневается, нужно ли помогать тому или иному человеку, заявляющему о себе, что он нуждается в материальной помощи, пусть перечислит свою сумму закята в специально организованный для этой цели фонд. Такой фонд закята несколько лет уже работает в Татарстане, а с недавнего времени подобный фонд появился и у нас, в Ижевске. Сразу же отмечу, что фонды закята действуют от лица добровольцев-мусульман, а не от лица мечети, у них свой, самостоятельный, счет.
В заключение, прошу Аллаха принять все наши обряды, тот закят, милостыню, которую жертвуют мусульмане для оказания помощи нуждающимся, вознаградить всех добродетелей и только приумножить их имущество!
Газета «Муслим» №3, 2008