Трудности и лишения

Хвойный лесУважаемые мусульмане!
Наша религия велит верующим людям спрашивать и узнавать об Исламе у более знающих людей то, что остается неясным. В Коране сказано: «Спросите у знающих, если вы сами не знаете».

Примером тому может служить предмет сегодняшней проповеди – большинство людей не имеют знания об этом вопросе, другие понимают его неправильно и лишь немногие поступают так, как требуется по религии. О чем идет речь? – Об отношении к бедам и неприятностям. Речь о том, как нужно вести себя человеку, когда приходят несчастья, болезни, потери.

Кто-то может возразить: как может человек, находящийся в благоденствии, понять и помочь тому, кто испытывает неприятности, давать ему советы? Но на самом деле любой мусульманин может советовать другому, ведь наш совет – это лишь помощь нуждающемуся в том, чтобы придерживаться религии. Наша задача – указать правильный путь, дать подсказку, объяснить религиозные положения… Мы не пытаемся утешать, но мы можем призвать человека проанализировать свое положение, и, возможно, он сам поймет,  из-за чего с ним произошло что-то неприятное.

Мы знаем, что одно из имен Аллаха – Милостивый. Это имя означает, что Всевышний дарует Свою милость творениям и в особенности тем, кто живет в соответствии с Его предписаниями. И следует знать, что одним из проявлений милости Аллаха к людям является то, что все Его дары являются добром и благом для нас – либо непременным благом, либо благом в конечном итоге, о чем мы поймем лишь спустя некоторое время. Это под-тверждается словами Пророка, мир ему и благословение Аллаха: «Удивительно положение верующего! Все, что с ним происходит, является добром! Когда ему хорошо, он благодарит Аллаха, и это есть добро, а когда ему плохо, он терпеливо переносит трудности, и это тоже есть добро!»

Получается, что если с тобой случилась болезнь или неприятность, и ты ее стойко переносишь, не ропщешь и не теряешь веры, это становится благом для тебя? Да, это так, и об этом сказал Пророк, мир ему и благословение Аллаха: «Если верующий проведет в болезни больше трех дней, это станет очищением для него от грехов, и он станет безгрешным, словно как в тот день, когда пришел в этот свет».

Таким образом, болезни и неприятности – это милость от Аллаха, которая приходит для того, чтобы очистить верующего человека от грехов. Не нужно гневаться из-за того, что ты заболел, и не нужно думать, что неприятности говорят лишь о том, что Господь не любит тебя. Нет, Аллах любит свои творения и испытывает их веру, стойкость и терпение! Этой мудрости нас научил наш Пророк, мир ему и благословение Аллаха: «Если Аллах любит кого-то, Он создает для него испытания. И кто проявит довольство в этих испытаниях, тем будет доволен и Аллах. А кто проявит гнев, на того разгневается и Аллах».

Для того чтобы прояснить смысл сказанного, приведу пример. Некий человек полностью погрузился в заботы о своей жизни: он спешит зарабатывать деньги, обустраиваться и т.д. Но для соблюдения самых основных религиозных предписаний – намазов, уразы, посещения мечети, чтения Корана – у него уже нет времени. Как бы то ни было, Аллах – Милостивый и Милосердный, и желание Аллаха – это чтобы человек задумался о своем душевном мире так же, как он заботится о своем материальном. И вот этому человеку ниспосылается болезнь. Теперь у него появилось время задуматься о вечном, о своей ответственности перед Всевышним, и он начинает просить Аллаха, обращаться к Нему за помощью и здоровьем. Обратите внимание, раньше он этого не делал, а теперь, оказавшись на больничной койке, вспоминает о Всевышнем и начинает молиться. И он вспоминает, что никто не позаботится о его семье, если он вдруг умрет, если Аллах не даст ему жизни и здоровья. Его имущество не сохранится, если он не сможет выйти из больницы, а значит ему очень нужно здоровье, даруемое Аллахом… Разве это не пробуждение? Разве эта болезнь не обернулась благом для человека?

И вот какое мудрое наставление оставили нам наши праведные предки: «Если ты не вспоминаешь об Аллахе в хорошие времена, Аллах устроит трудности, и в эти трудные времена ты вспомнишь о Нем».

Вот другой пример. Некий человек совершает грехи, но, в отличие от обычных мусульман, он не стремится покаяться и попросить прощения у Аллаха за их совершение. И проблема здесь не в том, что он грешит, ведь у большинства людей грехи и ошибки случаются… Но проблема здесь в том, что он не совершает «тауба» – покаяние за прошлые ошибки, он не вспоминает о том, что нужно стремиться заслужить прощение Аллаха, ведь иначе его ждет печальный конец. Но Аллах – Милостивый, и Он желает не кары для человека, а исправления. И вот этому человеку ниспосылается болезнь… Оказавшись на больничной койке, он начинает размышлять, за что же ему могло прийти это несчастье. И его совесть подсказывает, что все произошло за те грехи, которые у него были, за то, что он не спешил покаяться… Теперь же, осознав все произошедшее, человек впервые обращается к Аллаху и просит простить грехи и больше его не наказывать. Разве это не пробуждение? Разве эта болезнь не обернулась благом для человека?

Важно понять: все, что нам дается Аллахом, все беды и несчастья – это, так или иначе, благо для нас, и нужно уметь увидеть это благо, осознать и использовать его. Ни в коем случае не нужно роптать на судьбу и проявлять гнев по отношению к предопределенному Аллахом. Также нельзя желать зла другим людям, надеясь, чтобы и им достались те же несчастья, ведь у всех нас своя судьба. Ну и еще, давайте не будем забывать об Аллахе, пока у нас в жизни все хорошо, будем благодарить Всевышнего за здоровье, за счастье, за успехи и  за все блага, которые Он нам даровал.

Фаиз-хазрат
Ижевская Соборная мечеть
2 октября 2009 года

Читайте также: