Стремление добиться довольства Аллаха
Хвала Аллаху, Господу миров! Да благословит Аллах и приветствует нашего Пророка Мухаммада, его семью и сподвижников.
Уважаемые мусульмане! Всевышний Аллах во многих аятах Священной Книги подчеркивает, что любое поклонение, совершаемое человеком, обязательно должно быть посвящено только Аллаху. Посвящение поклонения Аллаху в религии мы называем «ихлас». Для того, чтобы наши дела были приняты Всевышним и получили Его вознаграждение, требуется соблюсти два важнейших условия. Во-первых, в нашем деле должен быть ихлас, т.е. оно должно быть сделано только ради Аллаха, а не ради кого-то другого. Во-вторых, наше дело должно соответствовать Книге Аллаха и Сунне Его Посланника, да благословит его Аллах и приветствует.
Сегодняшняя проповедь посвящена именно первому условию – ихласу в делах. О важности соблюдения этого условия говорит хотя бы такой хадис. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Тот, кто совершит какое-либо дело и посвятит его не только Аллаху, но и кому-то помимо Него, не будет принято у него, а он останется наедине со своим многобожием». Иными словами, Всевышний как будто говорит: «Не ищите у Меня награды в таком случае, а идите к тем, ради кого вы совершали свое поклонение, и просите награды от них».
Таким образом, если в поклонении, совершаемом человеком, отсутствует ихлас, возникает многобожие, когда человек поклоняется кому-то или чему-то наряду с Аллахом или вместо Него. Поклонение, совершенное без ихласа, не будет принято Всевышним.
Многобожие, о котором мы только что упомянули, бывает двух видов. Первый вид – это большое многобожие. При нем человек совершает свое поклонение кому-то или чему-то помимо Аллаха. Например, он молится или обращается с мольбой к кому-то помимо Всевышнего. Такой вид многобожия выводит человека из Ислама и считается самым непростительным деянием, которое только может совершить человек. И все это потому, что лишь Аллах достоин того, чтобы Ему поклонялись, Его чтили и обожествляли.
Второй вид многобожия – малое. К нему относится показуха в поклонении и стремление заработать мирские блага, совершая мусульманские обряды. Такой вид многобожия уже не выводит из Ислама, но насколько он может быть опасен для веры человека, ведь он приводит к большому многобожию! Удивительно, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не опасался большого ширка, поскольку знал, что настоящий мусульманин никогда не станет поклоняться кому-то помимо Аллаха. В то же время о малом многобожии Пророком были сказаны такие слова: «Есть вещь, опасность которой для мусульман пугает меня больше, чем та смута, которая возникнет из-за прихода Даджжаля – Антихриста. Я опасаюсь для вас скрытого многобожия. Оно происходит тогда, когда некий человек встает на молитву, а затем начинает приукрашать её, потому что замечает, что на него смотрят другие люди».
О тех же людях, в чьих делах не было абсолютного ихласа, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: «В Судный день, когда люди будут отвечать за свои дела, придут и те, кто поклонялся Аллаху не только ради Него. И тогда Всевышний им скажет: «Идите к тем, ради довольства которых вы совершали свое поклонение, и просите от них награды. У Меня же нет ничего для вас».
По-настоящему успешным мусуль-манином станет тот, кто сполна получит награду от Всевышнего за свое поклонение, а таким будет лишь тот, в чьих делах и поклонении присутствовал ихлас. Этот человек поклонялся только для того, чтобы достичь довольства Всевышнего, и вовсе не стремился, скажем, к довольству людей или к самоутверждению. А если же в сердце верующего появятся любовь к человеческой похвале, желание заработать мирские блага в обмен на исполнение богоугодных дел, то нужно как можно скорее выводить эти пороки из сердца, ибо такой человек не окажется успешным перед Аллахом.
Как же можно избавиться от таких пороков сердца? В первую очередь, пусть человек совершает как можно больше дополнительного поклонения – молится, подает милостыню, читает Коран, соблюдает пост – и делает это вдали от человеческих глаз, чтобы его никто не видел. Все должно быть сделано так, что даже если кто-то пожелает найти тебя, совершившего эти поступки, он не сможет этого сделать, потому что никому из людей не будет известно, что именно ты совершил эти дела. Несомненно, для человека, привыкшего к людской похвале, поступать таким образом будет поначалу трудно. Но нужно набраться сил и решимости, ведь тот, кто исправится и научится ихласу в делах, окажется успешным и в этой жизни, и в будущей.
Кроме того, хочу отметить, что порой случаются такие ситуации, когда некое богоугодное дело нужно совершить прилюдно, открыто. Например, когда мы приходим в мечети для совершения обязательных молитв, все остальные видят, что мы пришли поклониться Аллаху. Или когда кто-то выплачивает закят, он сообщает получателю милостыни об этом, дабы никто не сомневался, выплачивает ли этот мусульманин закят или нет.
Еще одна ситуация случается тогда, когда некий мусульманин, пользующийся уважением и авторитетом среди других, начинает совершать некое богоугодное дело прилюдно, привлекая к себе внимание, дабы остальные благотворители последовали его примеру и поддержали это дело. Например, мы строим мечеть, это очень полезное, богоугодное дело. Но представьте, что денег для строительства не хватает. И тогда кто-то из мусульман поднимается и во всеуслышание говорит: «Я готов дать для строительства такую-то сумму». Другие, услышав его, задумываются: «А мы-то чем хуже? Почему мы остаемся в стороне? Давайте и мы тоже подадим на это благое дело». Таким образом, этот человек совершает доброе дело не для показухи, не для людской похвалы, а, прежде всего, ради довольства Аллаха, а затем для того, чтобы за ним последовали другие. Такому человеку награды будет больше вдвойне: одна – за то, что сам совершил доброе дело, вторая – за тот пример, который он показал тем, кто последовал за ним.
Уважаемые мусульмане! Приведенных хадисов и примеров достаточно для нас как должного наставления. Так давайте же, совершая праведные дела, желать лишь награды Аллаха и стремиться лишь к Его довольству. Прошу Аллаха укрепить мусульман для совершения благих дел, сполна наградить их за совершенные праведные дела. Прошу также о том, чтобы Он избавил нас от неверия и многобожия, лицемерия и двуличия в делах.
Газета «Муслим», №4, 2008