Пятничная хутба: Тому, кто постился в Рамадане с верой и надеждой…
Уважаемые мусульмане! Всевышний Аллах говорит о посте: «О те, которые уверовали! Вам предписан пост так же, как он был предписан тем, кто был до вас, может быть вы станете богобоязненными». Как поясняют этот аят ученые-богословы, из него мы видим, что самая высшая цель от поста – это достижение богобоязненности. Богобоязненность заключается в том, что ты станешь исполнять веления Аллаха и остерегаться запрещенного. Таким образом, в этот месяц мало значения имеет простое воздержание от еды и питья! Эта мысль подтверждается и следующим хадисом: «Если постящийся не отказывается от лживых речей и поступков, то и Аллаху никак не нужно то, что этот человек лишает себя еды и питья». Как видите, если пост не приводит человека к благим целям, к богобоязненности, то от простого голодания для него нет никакой пользы.
Так что вы скажете о том человеке, кто вместе с нами встретил месяц Рамадан, но продолжает небрежно относиться к своим намазам, чье количество грехов растет день ото дня? Или том, кто хоть и не становится от Аллаха дальше, но, по крайней мере, не становится и ближе к Нему — разве такие люди достигают богобоязненности в этот месяц? Смысл же поста заключен в том, чтобы по окончании этого месяца человек стал лучше, чем он был в его начале.
Или представим другого человека – в течение Рамадана он вовремя совершает свои намазы, остерегается грехов и запрещенного, но, с окончанием этого месяца, возвращается к своему прежнему состоянию – и намазы пропускает, и харамом занимается… Вот о таких людях ученые сказали, что очень сомнительно, приняты ли будут их посты.
Вот еще один пример – некий человек соблюдает пост, но его ночи посвящены просмотру телепрограмм, разных концертов и развлекательных передач, а дни предназначены только для сна… Каково положение такого «постящегося»? Мусульманские ученые говорят, что человеку, проводящему Рамадан таким способом, богобоязненности не достичь! А раз он не достигает богобоязненности, то и его пост не приносит желанных плодов, лишается требуемых результатов.
Второй момент, на который я хочу обратить ваше внимание, заключен в следующих словах пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Многие из нас знакомы или читали в переводе такие три хадиса: «Тому, кто постился в Рамадане с верой и надеждой, будут прощены предыдущие грехи», «Тому, кто выстаивал молитвы в Рамадане с верой и надеждой, будут прощены предыдущие грехи», «Тому, кто выстоял Ночь предопределения в поклонении с верой и надеждой, будут прощены предыдущие грехи».
Обратите внимание, что во всех этих хадисах упоминается об условиях: «…с верой и надеждой». А смысл этих слов следующий: награда достанется тому, кто смог соблюсти при этом пять условий.
Во-первых, исполнил упомянутое дело (пост, молитву), имея в сердце убежденность и веру о его обязательности;
Во-вторых, надеясь на награду от Всевышнего;
В-третьих, совершая эти поступки от всей души, честно и искренне;
В-четвертых, не считая уразу за некую тяжесть, исполняемую неохотно;
В-пятых, не считая дни Рамадана, желая их скорейшего завершения.
И, соблюдая эти пять условий, человек может рассчитывать на ту награду, что упомянута в предыдущих хадисах: «…ему будут прощены предыдущие грехи».
Поэтому мы просим Всевышнего даровать нам такой пост, которым Он сам будет доволен, который окажется принят Им. Пусть Он сохранит нас, наши семьи, родных и близких от неверия и греховности, поможет достичь богобоязненности и искреннего поклонения.