Пятничная хутба: Обязанности мужа по отношению к жене
Поистине, ислам поощрил бракосочетание для создания достойной, правильной, основанной на соблюдении прав и обязанностей каждого супруга, семьи. И сделал основой брачной жизни спокойствие, взаимопонимание, взаимопомощь и милосердие. Всевышний Аллах сказал: «Среди Его знамений – то, что Он сотворил из вас самих жен для вас, чтобы вы находили в них успокоение, и установил между вами любовь и милосердие. Воистину, в этом – знамения для людей размышляющих» (Сура “Ар-Рум”, 21).
Ислам разъяснил каждому из супругов их права и обязанности перед другим. В этой проповеди рассмотрим некоторые обязанности мужа.
Так, муж должен обращаться с женой, как с равной, и не запрещать ей то, что разрешено Шариатом. Имеется много хадисов на эту тему: «Самые лучшие из вас те, которые хорошо относятся к своим женам. А я являюсь самым лучшим для своих жен» (ат-Тирмизи).
Мужу следует терпеливо выносить обиду, если жена нанесла ее ему, снисходительно относиться к ней, когда она сердится. Ведь может случиться и так, что женщину охватит гнев и под воздействием раздражения она станет отстраняться от своего мужа. В подобных случаях муж должен проявлять по отношению к жене терпимость и кротость, демонстрируя знание сути женской природы и характера.
Мужу необходимо радовать ее, обходиться с ней ласково, чтобы ее сердце наполнялось счастьем. Все это должно происходить в рамках дозволенного, чтобы авторитет мужа не падал в глазах жены.
Необходимо обеспечить жену приемлемыми условиями комфортной жизни по мере своих возможностей. Также муж обязан содержать жену: обеспечить ее достаточной пищей, одеждой и т.п. Эти права жены необходимо удовлетворить без излишеств, но и без скупости. В хадисе говорится: «Если мужчина расходует на свою семью средства ради Аллаха (в дополнение к обязательным расходам), то это засчитывается ему как милостыня» (аль-Бухари и Муслим).
Мужу следует дать супруге необходимые знания по религии или разрешить ей посещать те места, где она сможет их получить. Он обязан всевозможными средствами стараться, чтобы она соблюдала нормы Ислама (совершала намаз, постилась в месяц Рамадан и т.п.)
Если мужчина взял более чем одну жену, то ко всем он должен относиться справедливо и не предпочитать одну другой при распределении своего внимания или заботы об их нуждах. В хадисе сказано: «Если тот, кто имеет двух жен, уделит внимание одной больше, чем другой, в Судный день он воскреснет кривобоким» (Абу Дауд).
Муж ни в коем случае не должен унижать жену ни словом, ни делом, не должен унижать ее родственников и насмехаться над ними. Истинный мусульманин не ставит свою жену в неловкое положение перед людьми. Если он хочет высказать ей свое порицание, сделать замечание относительно ее поведения или исправить какую-нибудь ошибку, ему необходимо найти для этого подходящее место и время.
Вообще, Ислам велит хорошо обращаться с женщиной. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует!) обратился к мужчинам и сказал: «Быть с женщиной милостивым – удел щедрых душой. Плохи те, кто относится к женщинам без уважения и оскорбляет их». В другом хадисе говорится: «Всегда обходитесь с женщинами хорошо. Ведь, поистине, женщина сотворена из ребра, а наибольшей кривизной отличается его верхняя часть. Если ты попытаешься выпрямить его, то сломаешь его, а если оставишь его в покое, то оно так и останется кривым, а, поэтому всегда обходитесь с женщинами хорошо!» (аль-Бухари и Муслим).
В этом примере содержится прекрасное объяснение сути женщины и особенности ее природы. Так, она не сможет неизменно придерживаться прямоты, как желает того муж, и он обязан знать, что это – ее врожденное свойство, он не должен пытаться исправить ее в мелочах в соответствии с тем, что представляется ему правильным и совершенным. Муж должен снисходительно относиться к оплошностям своей жены и предпочитать не замечать мелочи, принимая во внимание врожденные свойства представительницы прекрасного пола. В результате этого, в доме супругов воцарится мир, спокойствие и счастье, и в нем не будет споров и ссор.
В Исламе, естественно, имеются различия в правах и обязанностях мужчин и женщин, но, ни в коем случае, не ущемляются права мусульманки. Утверждения об ущемлении прав женщин в Исламе недостоверны. Здесь Ислам исходит из того, что у мужчины и женщины разные способности и возможности. К примеру, никто не будет считать ущемлением прав детей, если мы не предоставим им такие же права, как и взрослым. Или же сравним другой пример. Родители не разрешают своему маленькому ребенку поднимать и тащить какие-то тяжести, так как это может причинить вред его здоровью. Родители остерегают своих чад от всего вредного ради их же пользы. Ведь никто не отрицает, что у женщин много особенностей и отличий от мужчин. Следовательно, требования к ним тоже разные, соразмерно их способностям и возможностям, и установлены они ради их же блага.
Посмотрите на окружающий нас мир. Наука утверждает, что вся Вселенная устроена гармонично. И как бы ни старались, более оптимального и лучшего варианта для чего бы то ни было мы предложить не в состоянии. Это же относится и к семье. В Шариате все оптимально, потому что он установлен Творцом всего сущего. Создатель лучше знает, для чего создано сотворенное Им. Отсюда следует, что подобное значение семье, как в исламском обществе, не придается более нигде. Ведь если объявить полное равноправие супругов (т.е. предъявить к ним одинаковые требования), то это будет несправедливо, в первую очередь, по отношению к женщине.
Если супруги будут знать свои права и обязанности и воспользуются ими, то Аллах подарит им прекрасную жизнь. В Коране сказано: «Искренне верующим, совершающим благие деяния, будь то мужчина или женщина, Мы даруем благодатную, прекрасную жизнь. Мы непременно воздадим им прекрасной, большей наградой, чем той, которую они заслужили своими деяниями!»