Пятничная хутба: Достоинство слов «Нет божества, кроме Аллаха»
Хвала Аллаху, Его мы восхваляем, просим помощи и прощения, и Ему приносим покаяние. Всевышний сказал: «О те, которые уверовали! Поминайте Аллаха многократно и славьте Его утром и перед закатом» (33:41–42)
Также Всевышний велел нам поминать его в определённые периоды времени, например, после обязательной молитвы и любого обряда поклонения, потому что они особенные и отличаются от других.
Всевышний сказал: «Когда вы завершите молитву, то поминайте Аллаха стоя, сидя или лёжа на боках. Когда же вы окажетесь в безопасности, то совершайте молитву. Поистине, молитва предписана верующим в определённое время» (4:103).
Любое поклонение Всевышнему является поминанием. Верующий постоянно поминает Аллаха, особенно когда произносит те слова, которые приводятся в Сунне, восхваляя Аллаха, прославляя, возвеличивая и признавая Его Единственность. Поминание – этот вид поклонения человек может совершать в любом положении — стоя, сидя и лёжа, а также по дороге куда-нибудь. К тому же, язык не устаёт от поминания, тогда как другие органы устают от многочисленных движений.
Лучшим поминанием являются слова «Нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха» («Ля иляха илляЛлах»), и верующему следует чаще произносить их. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Лучшим из того, что когда-либо говорил я и пророки до меня, являются слова: «Нет божества, кроме Одного лишь Аллаха, у Которого нет сотоварищей. Ему принадлежит власть и Ему хвала, и Он всё может» » [Ат-Тирмизи].
Поскольку этим великим словам отведено столь почётное место среди многочисленных видов поминания Аллаха, то с ними связаны определённые условия. Формула «Нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха» — не просто слова, произносимые языком, в них очень много смысла, они побуждают к одним действиям и запрещают другие. Именно эту формулу мусульмане произносят во время призыва на молитву (азан) и при объявлении о начале молитве (икама), а также во время пятничных проповедей. На этих словах держатся небеса и земля, и ради их разъяснения Всевышний ниспослал Писания, направил посланников. Ради них установлены Весы, записываются дела и сотворёны Ад и Рай, и ради них Всевышний разделил Свои творения на верующих и неверующих, и об этой формуле и её правах все они будут спрошены, и за неё будет награда и наказание. «Нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха» — символ ислама, ключи от обители мира, слова богобоязненности и надёжная рукоять.
Вспомним слова Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Поистине, Аллах сделал запретным для Огня того, кто сказал “Нет божества, кроме Аллаха”, — стремясь к Лику Аллаха» [Аль-Бухари; Муслим].
Эта формула состоит из нескольких слов, лёгких для языка и тяжёлых на Весах. Абу Са‘ид аль-Худри передаёт, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Муса (мир ему) сказал: “Господи! Научи меня таким словам, чтобы я мог поминать Тебя и обращаться к Тебе посредством них”. Аллах сказал: “О Муса, говори: ‹Нет божества, кроме Аллаха›”. Муса сказал: “Господи, но ведь все Твои рабы говорят эти слова”. Аллах сказал: “О Муса! Если семь небес со всеми их обитателями, кроме Меня, и семь земель положить на одну чашу весов, а ‹Нет божества, кроме Аллаха›, то фраза ‹Нет божества, кроме Аллаха› перевесит!”».
Абдуллах ибн ‘Амр передаёт: «Однажды, когда мы были вместе с Посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, он сказал: “Поистине, когда к пророку Нуху (мир ему) пришла смерть, он сказал своему сыну: ‹Вот что я завещаю тебе. Я велю тебе делать две вещи и запрещаю тебе делать две другие. Я велю придерживаться слов ‘Нет божества, кроме Аллаха’, ибо, поистине, если семь небес и семь земель положить на одну чашу весов, а ‘Нет божества, кроме Аллаха’ — на вторую, ‘Нет божества, кроме Аллаха’ перевесит. И если бы семь небес и семь земель были замкнутым кольцом, их бы разбили слова ‘Нет божества, кроме Аллаха, Преславен Он, и хвала Ему’. Эти слова — молитва всякого творения, и посредством них даруется удел творениям. И я запрещаю тебе придавание Аллаху сотоварищей (ширк) и высокомерие›”. Я спросил (или: люди спросили): “О Посланник Аллаха! Мы знаем, что такое ширк, а что такое высокомерие? Это когда у кого-то из нас есть красивые сандалии с хорошими ремнями?” Он ответил: “Нет”. Кто-то спросил: “Это когда у кого-то из нас есть перстень, который он носит?” Он снова сказал: “Нет”. Кто-то спросил: “Высокомерие — это когда у одного из нас есть верховое животное, на котором он ездит?” Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Нет”. Тогда кто-то спросил: “Это когда у кого-то из нас есть товарищи, которые собираются у него?” Он снова сказал: “Нет”. Тогда кто-то спросил: “О Посланник Аллаха! Так что же такое высокомерие?” Он ответил: “Отказ принимать истину и презрительное отношение к людям”» [Имам Ахмад; аль-Хаким; аль-Альбани назвали его достоверным].
Эти великие слова имеют две составляющие:
1. Отрицание. В первой части формулы говорится о том, что никто не может быть божеством, заслуживающим обожествления, кроме Одного лишь Аллаха. Это слова «Нет божества…».
2. Утверждение. Это вторая часть формулы — слова: «…кроме Аллаха», содержащие утверждение о том, что единственным божеством, обожествляемым по праву, является Всевышний Аллах. Если собрать две части вместе, становится ясным смысл этих слов. Это отречение от ширка и посвящение поклонения Одному лишь Всевышнему Аллаху. Такой же смысл заключён в словах Ибрахима (мир ему), который сказал своему отцу и своему народу: «Вот Ибрахим [Авраам] сказал своему отцу и народу: “Поистине, я не имею отношения к тому, чему вы поклоняетесь, кроме Того, Кто сотворил меня. Поистине, Он поведёт меня прямым путём”» (43:26–27).
Если мусульманин просто произносит эти слова, не делая того, к чему они его обязывают, они становятся бессмысленными для него. Даже лицемеры во времена Пророка (мир ему и благословение Аллаха) говорили: «Нет божества, кроме Аллаха» своими языками, но не верили в это сердцем.
Вспомним, как Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал курейшитам: «Скажите: «Нет божества, кроме Аллаха»!» — а они сказали в ответ: «Неужели он превратил богов в Единственного Бога?» (38:5). Язычники понимали, что смысл слов «Нет божества, кроме Аллаха» — это отказ от обожествления всего другого, помимо Аллаха.
Вспомним также сказанное Пророком, да благословит его Аллах и приветствует, Ибн ‘Аббасу, который в то время был маленьким мальчиком: «О мальчик, я научу тебя нескольким словам. Если захочешь попросить о чём-либо, проси Аллаха, если захочешь обратиться за помощью, обращайся к Аллаху…» [Ат-Тирмизи]. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, велел ему обращаться с просьбой только к Аллаху и просить помощи только у Аллаха, хотя он был ещё очень мал, и он не сказал ему: «Если с тобой что-то случится или тебе что-нибудь понадобится, обращайся ко мне и проси у меня». Нет, и ещё раз нет! Напротив, он сильно разгневался, когда один бедуин сказал ему: «Как пожелает Аллах и ты». В ответ он воскликнул: «Горе тебе! Неужели ты приравниваешь меня к Аллаху?! Говори: “Аллах сделал, что пожелал”!».
О рабы Аллаха! У произносящего слова «Нет божества, кроме Аллаха» есть обязанности перед этими словами. Это — совершение обязательной молитвы, выплата закята, соблюдение поста в рамадан, хадж к Каабе для тех, у кого есть возможность совершить его, а также исполнение велений Всевышнего и отказ от ослушания Его.
Сегодня многие люди произносят эти слова, но при этом не совершают молитву или не выплачивают закят.
Аль-Хасану аль-Басри (да помилует его Аллах) сказали: «Поистине, люди говорят: «Кто скажет: ‹Нет божества, кроме Аллаха›, тот войдёт в Рай»». Он сказал: «правильное понимание этого хадиса такое: “Кто скажет: «Нет божества, кроме Аллаха» и будет соблюдать право этих слов и делать всё, к чему они его обязывают, тот войдёт в Рай”».
А Вахбу ибн Мунаббиху сказали: «Нет божества, кроме Аллаха» — ключ к Раю». Он же сказал в ответ: «Да, конечно, однако у ключа обязательно должны быть зубцы, и если ты принесёшь ключ с зубцами, дверь откроется, а если нет — то нет».
Сам Всевышний призывает верующих узнать о смысле этих слов, а затем – неуклонно придерживаться этого учения: «Знай же, что нет божества, кроме Аллаха, и проси прощения за свой грех и за верующих мужчин и верующих женщин» (47:19).