Пятничная хутба: Важные замечания о воспитании наших детей
Хвала Всевышнему, у нас в Ижевске в мечетях организована учёба для детей мусульман. Нас это очень радует. Мы почти ежедневно видим их на трёх намазах из пяти. Но хотелось бы сказать несколько слов об их поведении.
Есть ли, кто доволен поведением многих детей в мечети? Думаю, глядя на то, как ведут себя многие дети в нашей мечети, довольных мало. Хочу обратить внимание родителей, что многие дети не видят разницы – в мечеть они пришли или в спортзал. Есть ли в мечети взрослые, которые пришли, чтобы совершать поклонение Аллаһу или нет, для них также безразлично. Да, без сомнения, здесь большая вина на родителях. Разве они не объясняют своим отпрыскам, что такое дом Аллаһа, что можно в нём делать, а чего нельзя? Неужели они не учат своих чад уважать кроме своих родителей и других взрослых?
Когда моя бабушка меня в детстве водила в мечеть на таравих намазы, я благоговейно относился к мечети, боялся произнести лишнее слово, сделать лишнее движение. Я не говорю, что все дети невоспитанные, непослушные, среди них есть очень прилежные и хорошо себя ведущие. Но, как говорят, одна паршивая овца всё стадо портит. А дурной пример очень заразителен, особенно среди детей. Но винить одних родителей в происходящем было бы ошибочно, поскольку вина взрослых, присутствующих в мечети также велика. Они оставляют один из важнейших фардов, а именно, призыв к добрым поступкам и запрет от дурных. Когда дети чуть ли не на головах стоят, большинство взрослых совсем не реагируют. Замечаний и наказаний одного хазрата и учителей недостаточно. А дети тонкие психологи, они понимают, что где тонко, там и рвётся. С первых дней в мечети дети, почувствовав безразличие к своему поведению со стороны большинства взрослых, начали наглеть всё больше и больше. И сегодня мы видим эти плачевные результаты. Почему же большинство наших взрослых не участвуют в воспитании этих детей, не делают им замечаний, тем более не наказывают? Виной тому то, что у большинства родителей-мусульман в голове процветают светские законы и джахилийская психология. Может быть, кто-то поначалу и делал детям замечания, наказывал их. Но встретив сопротивление выгораживающих своих детей родителей, они забросили это обязательное для всех мусульман деяние. А многими вообще изначально руководит пословица «ничего не знаю, моя хата с краю», т.е. полное безразличие к происходящему.
Да, в основе своей, школы, в которых учатся дети мусульман ― школы государственные, поэтому они полностью подчиняются светским законам. Т.е. запрещается применение физических методов воздействия. Это, видите ли антигуманно, бесчеловечно, дико… Даже очень популярное в советское время трудовое воспитание, теперь называется эксплуатацией детского труда. Но ведь в этих школах учатся дети мусульман. Но порой задаёшься вопросом, действительно ли это так. Ведь дети это зеркало родителей. Во первых, как я уже говорил, уважение к старшим ― ноль. Многие уважают и боятся только своих родителей, другие взрослые им не указ. А для некоторых, әл-гыязу билЛәһ, даже собственные родители не авторитет. Потому что из-за широко распространённого джахилийского мнения в психологии и педагогике многие полагают, что детей вообще наказывать нельзя, потому они ещё маленькие и ещё не всё понимают. Детям разрешают делать всё, якобы когда они повзрослеют, сами всё поймут. Потом эти же родители пожинают горькие плоды этого антивоспитания. А у некоторых родителей работает широко распространённый в советское время стереотип, что вот, мол, мы привели к вам своих детей, вот вы их и воспитывайте. А главная задача любой школы, особенно сейчас, это дать знания, поэтому работающие там люди называются учителями, а не воспитателями. Основное бремя воспитания возложено на семью, остальные могут только частично подкорректировать его. Поэтому семья не должна сбрасывать с себя эту обязанность и ответственность и возлагать их на плечи других людей.
В исламе воспитание ребёнка начинается уже с выбора спутника жизни. Непосредственно самого ребёнка надо начинать воспитывать уже с внутриутробного периода. Некоторые «продвинутые» родители интересно воспринимают хадис Пророка (мир ему и благословение Аллаха) о том, что если дети и в 10 лет не встают на намаз, то их нужно бить. По их логике мы к детям до 10 лет, вообще, не имеем права прикасаться. Ведь физическое наказание и битьё ― это, на самом деле, разные вещи. Не каждый ребёнок нуждается в физическом наказании, некоторым достаточно хмурого, строгого взгляда. Это наказание будет иметь эффективность, только если оно уместно. Если правильно использовать эту методику, ребёнку достаточно пригрозить этим наказанием, напомнить ему, как он был наказан. Когда мы были маленькими, если мы начинали немного шалить, то нам показывали на вичку на матице, и этого было достаточно. Хотя мне ни разу этой вички и не попадало, но страх пред ней всё равно был. Раньше во всех медресе наряду с учителем были воспитатели с плёткой, которые следили за порядком в классе. Кто-то скажет, что это дикое средневековье, мы живём в гуманный век. Но посмотрите: прежние поколения были более нравственные и порядочные.
И ещё хочу затронуть одну важную тему. И это сплочённость всех взрослых в деле воспитания детей. Например, когда отец ругает сына, мать говорит отцу: «Не кричи на ребёнка». После таких слов отец перестаёт быть авторитетом в глазах ребёнка. Ребёнок понимает, что он всегда найдёт в лице матери заступницу, т.е. отца можно и не слушаться. Воспитать нормального ребёнка в такой семье будет невозможно. Или же родители (если бабушка, дедушка или другой родственник ругает ребёнка), не разобравшись что к чему, начинают выгораживать своё чадо. Ну, а если, не дай Бог, к их ребёнку прикоснётся учитель, то это уже полная катастрофа. «Как это нашего белого, пушистого кто-то может тронуть, кто-то может воспитывать? Никому свою кровинушку, наше золотце не дадим… Он у нас всегда невинный, по другому и быть не может. Это же наш ребёнок…» — думают они.
Прибегают эти родители в мечеть, и вместо того, чтобы сказать спасибо учителю, выговаривают свои жалобы на него. Предлагают освободить своих детей от занятий этого учителя. Дети таких родителей никогда не будут уважать других взрослых людей. Потому что их родители, вступая с детьми в обсуждение этих взрослых, подрывают их авторитет перед детьми. Они думают, что этим самым показывают детям свою сверхлюбовь, а на самом же деле они морально уродуют своих детей. В исламском воспитании не должно быть места таким взглядам. Во-первых мы все мусульмане ― братья и сёстры. И отношения у нас должны быть братскими. Родители, которые постоянно выгораживают своих детей, приучают их к безнаказанности. Дети всё больше наглеют и перед ними не остаётся ни одного авторитета из взрослых, кроме своих родителей, которые в последующем этот авторитет тоже теряют.
А ведь почему на детях нет обязанности придерживаться предписаний религии, почему они не могут быть свидетелями на суде, поскольку они ещё полностью не сложились как личности. Боясь тех же самых наказаний, им ничего не стоит пойти на ложь «ради спасения». Те же дети родителей-заступников, боясь наказания в случае выявления истины, придумывают для родителей душераздирающие истории. Т.е. эти дети божатся родителям, что они себя хорошо вели. Родители, конечно же, верят своим лапушкам, как не поверить нашему ласковому зайке. Он же вообще никогда не обманывает. А вот в мечети собрались одни злыдни, которые ни за что, ни про что обижают наших деточек. Раньше если ребёнок получал от имама или учителя, то их родители радовались. И чтобы дети не обижались на своих наставников и учителей, говорили, что адский огонь не коснётся тех мест, куда он задел. Потому что как человек, преподающий знания религии может притеснять без причины другого человека, тем более ребёнка…
Истинные мусульмане, правильно понимающие религию, никогда не придут в мечеть или в школу жаловаться на взрослых, основываясь на свидетельствах детей. Опираясь на слова детей, портить отношения со взрослыми людьми, это – очень низко. И вообще, мы не должны руководствоваться словами детей, чтобы судить о ком-либо из взрослых, ведь у детей не принимается свидетельство на суде. Нужно уметь думать хорошо о своих братьях и сёстрах. Потому что подозревать человека в чём-либо без доказательств – это великий грех. Так давайте же все вместе, взявшись за руки, единым словом, единым действием будем воспитывать наших детей. Родители, бабушки и дедушки, другие родственники, учителя и совсем посторонние – мы все, вместе, должны участвовать в воспитании детей мусульман. И давайте не будем подрывать авторитет друг друга в глазах детей. Иначе воспитание детей не будет иметь успех. Они должны уважать каждого взрослого человека. Только тогда мы сможем вырастить воспитанных и порядочных детей.