Пятничная хутба: Цель, ради которой мы были созданы
Цель, ради которой мы были созданы
Уважаемые мусульмане! Всевышний Аллах разъяснил нам цель, ради которой мы – люди – были сотворены. И сказал: «Я сотворил джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись Мне» (Коран, 51:56)
Ной и другие пророки говорили своим народам: «О мой народ! Поклоняйтесь Аллаху, ибо нет у вас другого божества, кроме Него».
«Мы отправили к каждой общине посланника: «Поклоняйтесь Аллаху и избегайте тагута!» Среди них есть такие, которых Аллах наставил на прямой путь, и такие, которым было справедливо предначертано заблуждение» (16:36).
Всевышний повелевает своему пророку, мир ему и благословение Аллаха, поклоняться Ему до тех пор, пока не придет к нему смерть. И говорит: «Поклоняйся Господу твоему, пока убежденность (смерть) не явится к тебе» (15:99).
Если Всевышний Аллах, описывая Своего возлюбленного и лучшего из Его творений, избирает рабом для поклонения Себе и говорит: «Пречист Тот, Кто перенес ночью Своего раба, чтобы показать ему некоторые из Наших знамений, из Заповедной мечети в мечеть аль-Акса, окрестностям которой Мы даровали благословение. Воистину, Он – Слышащий, Видящий», то что же представляет собой это поклонение, ради которого Он нас создал и в многочисленных текстах Корана повелевал поклоняться?
Идея поклонения в Исламе неправильно понимается многими людьми, в том числе и некоторыми мусульманами. Обычно считается, что поклонение должно подразумевать собой такие ритуальные действия, как молитвы и посты, участие в благотворительной деятельности и так далее. Однако подобное узкое понимание отражает собой только часть идеи поклонения в Исламе, что же касается полного определения, то оно включает в себя почти все действия человека. Следовательно, определение поклонения может выглядеть примерно так: «Поклонение является термином, охватывающим собой все явные и тайные слова и действия человека, которые любит Аллах». Другими словами, поклонением является все то, что говорит или делает человек в стремлении угодить Аллаху. Естественно, что это включает в себя как религиозные обряды, так и верования, социальную активность и личный вклад в поддержание благосостояния других людей.
Ислам подходит к рассмотрению человека в целом, от человека же требуется подчиниться Аллаху полностью, иными словами, подчиниться Ему так, как Коран наставляет это делать пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха, где сказано: «Скажи: «Воистину, мой намаз и мое поклонение, моя жизнь и моя смерть посвящены Аллаху, Господу миров, у Которого нет сотоварищей. Это мне велено, и я являюсь первым из мусульман»» (6:162-163).
Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, рассказывает нам об одном из потрясающих зрелищ Судного Дня в виде беседы между Аллахом и его рабами: «Поистине, Аллах скажет в День Предстояния: «О сын Адама! Я пребывал в болезни, но ты не навестил Меня!» Тот ответит: «Господи, как мне навестить Тебя, ведь Ты – Господь миров!» Он скажет: «А ты разве не знал, что раб Мой, такой-то, заболел? Ты же не навестил его! Разве ты не знал, что если б ты навестил его, то нашел бы Меня рядом с ним! Сын Адама! Я попросил у тебя еды, но ты не накормил Меня». Тот ответит: «Господи, как я могу кормить Тебя?! Ведь Ты – Господь миров!» Он скажет: «Разве ты не понял, что у тебя попросил кушать такой-то Мой раб, но ты не накормил его! Разве ты не знал, что если б ты накормил его, то нашел бы это у Меня? Сын Адама! Я попросил у тебя пить, но ты не напоил меня». Тот ответит: «Господи, как я могу напоить Тебя? Ведь, Ты – Господь миров!» Он скажет: «У тебя попросил пить такой-то Мой раб, но ты не напоил его. Ну, а если б ты напоил его, то нашел бы это у Меня».
Поистине, Ислам не только считает эти действия желательными, а призывает и повелевает к их совершению. Сообщают от Абу Зарра аль-Гифари, да будет доволен им Аллах, что он сказал: «Я спросил у Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха: «Что спасает раба от адского огня?» Он ответил: «Вера в Аллаха». Я сказал: «О, посланник Аллаха ведь за верой следует и действие». Он сказал: «Расходуй из того, что наделил тебя Аллах». Я спросил: «О, посланник Аллаха, а если он бедный и не находит что расходовать?» Он ответил: «Пусть призывает к одобряемому и удерживает от порицаемого». Я спросил: «А если он не может призывать к одобряемому и удерживать от порицаемого?» Он ответил: «Пусть протянет руку помощи не умеющему работать и научит его ремеслу». Я спросил: «О, посланник Аллаха, а если он не владеет ремеслом?» Он ответил: «Пусть помогает нуждающемуся, пребывающему в беде». Я сказал: «О, посланник Аллаха, а если он слабый и не в состоянии помочь угнетенному человеку?» Он сказал: «То, что ты хочешь оставить своему другу – это добро, тогда пусть удерживается от зла». Я сказал: «О, посланник Аллаха, как ты думаешь, войдет ли он в рай, если поступит так?» Он сказал: «Если у кого-нибудь из верующих будет хотя бы одно из этих качеств, они (деяния) возьмут его за руку и введут его в рай».
«Пусть удерживается от зла – поистине, это тоже милостыня (благое)» – означает, что любой человек, в принципе, может ненамеренно причинить зло другим людям. Поэтому добропорядочное отношение к другим людям также равносильно милостыне (благому). Добропорядочность человека в отношении с другими людьми непременно встретит подобный же отклик с их стороны, и совершение благого таким образом будет только приумножаться.
Из этого хадиса мы узнаем, что Ислам особо не выделяет часть людей для поклонения, так как все являются рабами Аллаха. И не сделал поклонение финансовым, чтобы отличались им богатые, и не телесным, чтобы отличались им сильные, и не интеллектуально научным, чтобы отличались им ученые. Однако каждый совершает поклонение по мере своей возможности.