Пятничная проповедь: Вспоминайте Аллаха, благодарите Аллаха!

Дорогие братья по вере! Сегодняшнюю проповедь я хочу посвятить двум аятам из суры Бакара. Аллах говорит: «Вспоминайте Меня, буду помнить о вас, Меня благодарите и не противьтесь Мне. О уверовавшие, просите у Меня помощи с терпением в молитвах, воистину Аллаh с терпеливыми».

Из содержания этих аятов следует выделить 3 отдельные темы:

Первое: Поминание Аллаха, совершение зикров, славословий.

Второе: Обязательность благодарности Аллаху.

Третье: Необходимость просьбы помощи у Всевышнего с терпением в молитвах.

Какое краткое выражение, а как много смысла: «Вспоминайте Меня, буду помнить о вас». Если мы будем постоянно упоминать нашего Господа, то Он будет помнить о нас в проявлении своей милости, помощи и защиты. Аллаһ этими словами связывает наше счастье с Его упоминанием. Как же мы упоминаем Всевышнего? Путей для этого очень много.

Первое, конечно же, – это намаз. Пока мы находимся в здравом рассудке, он обязателен на нас.

«Воистину намаз был предписан нам повремённо (т.е. совершение каждого намаза в своё время)»

Второе: Ду`a, т.е. просьба, мольба о чём-либо, в чём нуждается правоверный.

«И сказал ваш Господь: просите у Меня (в ду`a), и Я отвечу вам. Поистине, кто возгордится от поклонения мне, те наполнят собой адский огонь».

К этому аяту можно добавить хадис Пророка  (мир ему и благословение Аллаха): «Ду`a ― это поклонение». Из этого следует, что мы должны просить у Аллаhа. В другом аяте Всевышний говорит:

«И когда спросит мой раб обо Мне, то я близок, отвечаю просьбе молящегося, когда он Меня попросит. И потому пусть они просят Меня (делют ду`a) и уверуют в Меня, возможно они будут праведными, последуют верным путём».

У дy`a есть много специфических разновидностей:

1. Истигъфар – просьба о прощении грехов.

2. Исти`ана – просьба помощи.

3. Исти`аза – просьба защиты.

4. Истиһда` – мольба, чтобы Аллаh наставил нас на путь истинный.

5. Истиска – мольба, чтобы выпал дождь в засуху.

Все эти мольбы следует возносить именно к Аллаху.

Третий способ поминания: произношение зикров, всевозможных славословий в адрес Аллаһа. Зикры ― это отдельная тема, которая требует отдельной проповеди. Я упомяну о них здесь только вкратце.

Когда начинаешь любое богоугодное дело, говорить «Бисмилляһ».

Произносить утренние и вечерние зикры. Они оберегают нас от многих напастей, в том числе от сглаза и порчи.

Когда просыпаемся и ложимся спать, когда одеваемся и раздеваемся, когда заходим и выходим, когда едим и пьём, в путешествии, при женитьбе, когда рождается ребёнок и во многих других случаях произносятся специальные зикры.  Сегодня не хватит времени их все упомянуть.

Четвёртый способ упоминания Аллаhа – давать или получать полезные знания о религии. Сюда входят и знания, преподанные в форме уроков, и пятничные хутбы и проповеди на всевозможных маджлисах. Что же касается маджлисов, хочу упомянуть хадис пророка (мир ему и благословение Аллаха): «Кто встал с маджлиса, где не был упомянут Аллаh, то он словно встал с мертвечины осла».

Пятый способ упоминания Аллаhа: чтение Корана. Здесь также хочется вспомнить хадис, что прочитанный Коран будет заступником за своего хозяина, т.е. за прочитавшего его.

Если взглянуть в общем, то фактически все виды поклонения являются упоминанием Аллаhа, поскольку выполняя их, мы выполняем Его предписания, мы помним Его, упоминаем Его.

Перейдём к следующей теме аята. Это тема благодарности. Понятно, что шукр Аллаhу ― это тоже один из видов поклонения. В этом аяте Аллаh тәгалә сравнивает несовершение шукра Аллаhу с неверием. Учёные называют это куфрун-ни`ам. Т.е. если мы не благодарим Аллаhа за все благости, которые он нам приготовил, то мы противимся ему, впадаем в неверие. А самый первый способ благодарности Аллаһу – это совершение намаза. И тот, кто не читая намаз, на дню произносит сотни-тысячи раз «Аллаhыга шөкер», не благодарит Аллаhа в той степени, которой Он заслуживает и требует.

Здесь также необходимо вспомнить хадис Пророка (мир ему и благословение Аллаха) «Кто не благодарит людей, тот не благодарит Аллаhа». Поэтому необходимо всегда говорить тем, кто совершил по отношению к тебе благое деяние «Дҗәзәкәл-Лаһу хайран», что означает «пусть Аллаh воздаст вам добром». Тот, кому было адресовано «Дҗәзәкәл-Лаһу хайран», отвечает: «Вә иййәкә» в значении:  «И тебе того же».

Аллаһ тәгалә требует от нас просить у него помощи с терпением в молитвах. С терпением, т.е. просить помощи искренне, постоянно и не теряя веры в ответ на эту мольбу. А в суре «Фатиха» есть слова «вә иййәкә нәстәгыйну» что означает «…и только у Тебя просим». Т.е. человек, который ежедневно совершает пятикратную молитву постоянно просит у Всевышнего помощи. И Аллаh отвечает своему рабу по мере его искренности и богобоязненности.

 

Исмаил-хазрат

Читайте также: