Пятничная проповедь: Опасность страстей
О верующие! Приукрашена для людей любовь к страстям, к ним побуждает людская
фитра и человеческая природа. Когда пришел Ислам, он не стал запрещать своим
последователям ничего из благ этой жизни, напротив, он улучшил эти блага, благословил их
и очистил. Он пришел с тем, чтобы запретить гнилостное болото, которое портит человеку
его религию и жизнь. И если Ислам что-то запрещал своим последователям, то обязательно
разрешал то, что будет в их интересах и отдалит от любого вреда.
Рабы Аллаха! Несмотря на множество видов разрешенного и широту дозволенного,
группа людей желает броситься к тому, что запретил Аллах, избежать оплота чистоты и
достоинства… Они летят к страстям, как бабочки на свет… Как будто они имеются в виду в
словах Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), которые привели аль-Бухари и
Муслим: «Я подобен человеку, который разжег огонь, и когда он осветил то, что вокруг,
бабочки и другие насекомые бросились в него. Человек удерживает их от огня, но они
побеждают его и отважно бросаются в его пламя». Он (да благословит его Аллах и
приветствует) сказал: «Это подобно мне и вам. Я удерживаю вас от огня: «Отойдите от
огня, отойдите от огня», и вы одолеваете меня и бросаетесь в него».
О верующие! В разговоре о страстях ваш Всевышний Господь говорит:
«Аллах желает принять ваши покаяния, а потакающие своим страстям желают,
чтобы вы сильно уклонились в сторону. Аллах желает вам облегчения, ведь человек
создан слабым» (сура «ан-Ниса», 27-28).
Аллах желает облегчения Своим рабам, а они страдают от мук страстей и охвативших
их увлечений. Исламский шариат пришел с тем, чтобы сузить возможности соблазнов,
удалить факторы искушения и причины возбуждения и раздражения, убрать препятствия,
стоящие на пути к удовлетворению насущных потребностей разрешенными средствами…
Наряду с этим человеческая энергия должна быть задействована в других жизненных делах,
чтобы удовлетворение страстных позывов не было бы единственным выходом этой энергии.
Ислам призвал своих последователей к чистому законодательству. Он повелел тем,
кто может, жениться. Он запретил завышать цену махра и повелел тем, кто не находит
возможности вступить в брак, соблюдать целомудрие, пока Аллах не обогатит их из Своей
милости. Он пообещал людям, проявившим целомудрие, что Аллах поступит с ними
добродетельно, и что Аллах поможет тому, кто хочет жениться. В Исламе призывается к
тому, что уменьшает похоть, – к уразе и уменьшению количества еды…
Было запрещено заходить в дома без разрешения и вменено в обязанность опускать
взоры. Женщине шариат запретил показывать свою красоту посторонним, не проявлять
нежности в речах, дабы не возжелал их тот, чье сердце поражено недугом. Аллах запретил
выставление женщинами напоказ своей красоты и сказал:
«…не наряжайтесь так, как наряжались во времена первого невежества»
(сура «аль-Ахзаб», 33). Также Аллах сказал:
«Если вы просите у них (жен Пророка) какую-либо утварь, то просите у них через
завесу (хиджаб). Так будет чище для ваших сердец и их сердец» (сура «аль-Ахзаб», 53).
И пусть никто не говорит что-либо другое, противоречащее словам Аллаха. Пусть
никто не говорит, что раскрытие двери страстей, смешение между полами, разрешение
разговаривать, встречаться, сидеть наедине – что все это будет чище для сердец, лучше для
душ и поможет перенаправить природные инстинкты в мирное русло и смягчить чувства и
манеры поведения. Когда Аллах говорит одно, а создание говорит что-то другое, то слова
Аллаха правдивы, а любое другое мнение – вздор, и Аллах говорит Истину, и Он наставляет
на прямой путь.
Ислам запретил оставаться наедине с посторонней женщиной: «Не успеет человек
остаться наедине с женщиной, которая ему недозволенна, как третьим между ними
будет шайтан». Также Ислам сделал сопровождение махрама условием, обязательным
для путешествия женщины. Ислам призвал женщин оставаться в домах и запретил им
душиться при выходе на улицу: «Какая бы женщина ни надушилась, вышла после этого
на улицу и прошла перед собранием людей так, что они почувствовали ее запах, – она
прелюбодейка».
Аллах запретил приближаться к прелюбодеянию и разъяснил, каким должно быть
наказание тому, кто его совершил. Если прелюбодей был женатым, то его надо забросать
камнями до смерти. Если же он не был женат, то его надо отстегать плетьми 100 раз и
выгнать из страны на год. Аллах сказал: ?
Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Прелюбодей не совершает
прелюбодеяние, являясь при этом верующим».
Будет ли человек, верующий в Аллаха и Судный день, стремиться к прелюбодеянию,
когда он узнал об угрозе Аллаха? Совершит ли он хотя бы один шаг на пути разврата после
того, как услышал, что Аллах приготовил в загробной жизни для прелюбодеев?
Воистину, эта великая религия не желает, чтобы ее последователи подвергались
искушениям, после чего они будут испытывать затруднения в противостоянии страстям…
Воистину, эта религия охраняет людей еще до того, как будут преступлены границы и
нарушены законы. Эта религия защищает чувства, сердца и органы тела, и твой Господь
лучше знает, что Он сотворил, и Он – Проницательный, Сведущий.
Под сенью этих божественных указаний человечество живет в безопасной,
целомудренной, чистой атмосфере, окрыленной миром, спокойствием и чистотой. Жена
доверяет мужу, а муж – своей жене. Опекуны доверяют своим женщинам и их чести, и все
находятся в безопасности. Разврат не распространяется, соблазны не возникают, искушения
не появляются, выставление напоказ своей красоты не практикуется, глаза не смотрят на
соблазнительные вещи, и страсти не охватывают запретное.
В то же время невозможно существование семьи и правильности общества, когда все
покрыто скрытым и явным развратом. Когда природные чувства возбуждены, сердце не
может оставаться на месте, нервы не терпят, дом не может оставаться спокойным, честь не
избежит порока, а нормальная семья не образуется. В таком случае будут либо взаимная
измена, либо неудовлетворенные желания, либо психические заболевания и тревожное
состояние. И это то, от чего Аллах предостерег Своих рабов…
Аллах предостерегает от того, что желают люди, последовавшие за страстями,
выпустившие наружу свои инстинкты через слова, фотографии, истории и остальные
средства агитации и информации. Воистину, распространение разврата и возбуждение
страстей – основа любой беды и всякого несчастья. Это одна из самых главных причин
ниспослания глобальных наказаний, как и одна из главных причин порчи общественных
и личных дел. Что пожнут общины и их члены от разврата, кроме порчи душ, падения
нравственности, унижения интересов, загрязнения общества, сотрясения основ семьи и
разрушения человека так, как нельзя сделать даже самыми ужасными войнами?!
Когда бы ни уничтожались люди, цивилизация все равно основывается не только на
промышленности и производстве.
Раньше нравственные отклонения совершались тайно и скрытно, затем они
показывались в стеснении, а потом просочились в дома через Интернет и телевизионные
каналы, после чего стали законом в некоторых странах. По этому поводу были проведены
мировые съезды, к которым призывали так, как зовут на намаз… Земля шумела так, что
шум достиг небес, и ангелы устрашились и направились к Аллаху от ужаса увиденного –
несправедливости людей и их разврата. И к Аллаху обращаем жалобы, и нет мощи и силы ни
у кого, кроме Аллаха.
Кто сохранил достоинство, целомудрие, стыдливость? Что осталось для молодежи,
которая является силой нации и надеждой общества?
Аллах оградил достоинство великой стеной. Если исламская умма возьмется за
руководство Корана, ее молодежь не будет жаловаться на затруднения и прелюбодеяния.
О верующие! Воистину, мы нуждаемся в тех, кто будет возвещать о добродетели в
то время, когда открылись двери похоти, облегчились пути к грехам, искушения пришли
со всех сторон и подошли к людям. Те из людей, кто призывал к геенне, кинулись в эти
искушения… Фильмы, истории, фотографии, реклама, Интернет-сайты… Раздражение,
похоть, возбуждение страстей и попадание в запретное…
Верующий, проявляющий терпение в своей религии, стал подобен человеку,
держащему в руках раскаленные угли, боящемуся обуздать свою похоть и запретить себе
страсть… Он сражается со своей природной слабостью, естественной похотью, сражается с
душой, которая призывает к плохому… Шайтан приукрашивает для него, а те, кто потакает
своим страстям, желают, чтобы остальные сильно уклонились в их сторону… Как он может
избежать греха? Как он спасется от того, кто является врагом для него, который ничем не
пренебрегает, чтобы только навредить ему? Душа человека повелевает зло, страсти и похоть
побеждают, шайтан приукрашивает, слабость охватывает его… И если Аллах возьмет его
под Свою защиту, он спасется, а если откажется от него и предоставит его своей душе, все
силы соберутся против него, и это будет ему погибелью…
Вместе с этим, Всевышний Аллах создал человека и поместил в нем страсть, испытал
его тем, что он должен противостоять своей похоти, испытал человека властью шайтана над
ним. Но Аллах не оставил человека, напротив, Он наделил его силой, с помощью которой
человек может держаться и давать отпор страстям. И что бы ни приказал Аллах, Он помог
человеку в исполнении этого приказа, и что бы Аллах ни запретил, Он заменил это лучшим
для человека.
Воистину, путь к Раю – это долгий путь, на котором есть и шипы, и препятствия, и
преграды; он грозит опасностями и различными ненавистными человеку вещами, и идущему
по нему остается только проявлять терпение. Разве может религиозность проявляться в чем-
то другом, кроме как в терпении при призыве страсти? В Священном Коране говорится:
«Сегодня Я вознаградил их за то, что они проявили терпение. Воистину, они
являются преуспевшими» (сура «аль-Муминун», 111).
«А за то, что они проявили терпение, Он воздаст им Райскими садами и шелками»
(сура «аль-Инсан», 12).
О мусульманин, воистину, этот мир – пустыня. Необходимо, чтобы в первую очередь
в нем работал разум. Разумеющий человек лучше по причине того, что он наблюдает за
последствиями, и он не предпочтет мимолетное наслаждение большему благу. И знай, что
в следовании богобоязненности есть горечь от потери различных вещей и желаемого. Зато
удел будет похвальным.
В подчинении себе страстей содержится особое наслаждение, которое больше, чем
любое другое наслаждение, ведь каждый, кого победила похоть, – унижен. Терпеть наличие
похоти легче, чем терпеть все то, что становится обязательным при выпуске похоти на волю.
Терпеть запреты Аллаха проще, чем терпеть наказание Аллаха. Какое бы малое нарушение
ни позволил себе раб, он обязательно получит скорое или отдаленное наказание.
«Этого не достичь посредством ваших мечтаний или мечтаний людей Писания.
Кто творит зло, тот получит за него воздаяние…» (сура «ан-Ниса», 123).
Воистину, сердца связаны со страстями. Они закрыты от Всевышнего Аллаха по
размеру своей привязанности к страстям. И, клянусь Аллахом, человек оставит то из
запретного, что он любит, когда ему тяжко, и желание сильно. Но если в этот момент он
вспомнит о взгляде Аллаха аль-Хакка и постыдится думать о том, что ненавистно его
Господу, то желание пройдет.
«Разве ты не знаешь, что Аллаху ведомо то, что на небесах, и то, что на земле? Не
бывает тайной беседы между тремя, чтобы Он не был четвертым; или между пятью,
чтобы Он не был шестым. Больше их или меньше – Он всегда с ними, где бы они
ни были. А потом, в День воскресения, Он поведает им о том, что они совершили.
Воистину, Аллах знает обо всякой вещи» (сура «аль-Муджадиля», 7).
И если ты останешься наедине со своими сомнениями, то постыдись взгляда Живого,
Вездесущего, и знай, что кто предал Аллаха тайно, того Аллах разоблачит явно.
«Тому же, кто боялся предстать перед своим Господом и удерживал себя от
страстей, пристанищем будет Рай» (сура «ан-Назиат», 40-41).
И не делай на запретное два взгляда подряд, воистину, второй взгляд будет против тебя.
Взгляд – одна из отравленных стрел Иблиса, и, возможно, одна стрела тебя погубит. Большая
часть бед начинается со взгляда, и иногда взгляд неуправляем. И кто сделает себе поблажку
на мгновение, беды того будут долгими, а когда раб опускает свой взор, сердце отпускает
свою страсть, и тот, кто оставил что-то ради Аллаха, тому Аллах заменит это лучшим…
Когда раб не смотрит на прелести женщины, хотя сам этого хочет, Аллах награждает
его верой, чью сладость он находит в своем сердце. У каждого, кто говорил сам с собой о
совершении греха, в результате чего не захотел его совершать, отказался от него и оставил
его ради Аллаха, прибавляется благочестие, праведность и богобоязненность. И кто был
правдив с Аллахом в оставлении своей страсти, Аллах удалит ее из его сердца, и тот, кто
очистился, спасся:
«Так Мы отвратили от него зло и мерзость. Воистину, он был из числа Наших
избранных (или искренних) рабов» (сура «Юсуф», 24).
Каждый раз, как увеличивается повод к страсти, увеличивается борьба нафса,
терпение, и увеличивается награда раба у Аллаха. Тот, кто сам по себе желает грехов, но
оставляет их ради Всевышнего Аллаха, будет из людей, сердца которых Аллах раскрыл
для богобоязненности. Им уготованы прощение и великая награда. Когда твоя жажда
увеличивается, обратись к Тому, Кому принадлежит совершенное орошение и полное
утоление жажды, попроси у Него прямого пути, богобоязненности, целомудрия и богатства.