Пятничная проповедь Фаиза-хазрата: После Рамадана готовимся к хаджу
Уважаемые мусульмане! Еще совсем немного времени прошло с окончания Рамадана, но уже настала пора готовиться к другому важному поклонению – хаджу. Его совершение обязательно для мусульманина, в то же время хадж является очень полезным для нас.
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал о хадже: «Тому, кто совершит хадж, не совершив в нем греха и никого не обругав, вернется обратно таким же безгрешным, как в день, когда он родился». Это великая награда – прощение всех твоих грехов! Какое еще дело может принести тебе такую же пользу?
При этом, хадж нужно совершить всего один раз в жизни! Сам Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал, что если бы хадж нужно было бы совершать чаще, чем один раз, то люди не смогли бы этого исполнить. Как же это понять, неужели мы не смогли бы исполнять хадж чаще?
А ответ вот каков. Хадж для мусульманина – это не поездка и не путешествие, а величайшее поклонение. Грамотный человек начнет готовиться к нему намного раньше самого паломничества – он будет копить деньги, улучшать свой нрав, стремиться к праведности, загладит обиды, попросит прощения у людей, ведь ему предстоит стать гостем Всевышнего Аллаха!
В преддверии хаджа много рассказывается о том, что этот столп Ислама является обязанностью. В связи с этим у некоторых людей складывается впечатление, что какими бы ни были жизненные условия человека, он обязан совершить хадж. Такое мнение неправильно, потому что существуют определенные требования для паломников, и, если человек не подходит под эти требования, хадж для него не является обязательным.
Эти требования следующие:
Во-первых, человек должен быть мусульманином.
Во-вторых, он должен обладать здравым рассудком, т.е. не быть умалишенным.
В-третьих, он должен быть взрослым, поскольку дети не обязаны исполнять обряды Ислама до наступления возраста совершеннолетия.
И, в-четвертых, должна быть физическая возможность совершить хадж, куда относятся наличие средств на расходы, безопасность пути и т.д.
Для женщин существует еще и пятое условие – вместе с ними на хадж должен отправляться муж или мужчина из числа ее близких родственников (например, отец, брат, взрослый сын).
Таким образом, если человек не соответствует упомянутым условиям, то и исполнять обязанность хаджа такие люди временно не обязаны. Мы говорим «временно», потому что, возможно, на следующий год ситуация изменится к лучшему, и тогда можно будет совершить хадж достойным образом. Именно поэтому нужно постоянно сохранять соответствующее намерение: «Если в будущем появится возможность, совершу хадж».
С другой стороны, в наше время у многих мусульман появилась финансовая возможность совершить хадж, но, несмотря на это, они проявляют скупость и не отправляются в паломничество. Таких мусульман мы призываем задуматься о тяжести такого проступка, ведь хадж есть один из основных ритуалов для мусульманина.
Взгляните на то, что сказал Всевышний Аллах в Коране о хадже: «Обязанностью людей по отношению к Аллаху является совершение хаджа к Дому для тех, кто в состоянии это сделать. А если кто-либо не верит (или отвергает), то ведь Аллах не нуждается в обитателях миров» (Сура «Семейство Имрана», 3:97).
Обратите внимание на последнее предложение из этого аята. Толкователь Корана имам аль-Куртуби написал о нем: «Наши ученые говорят: “Этот аят указывает на то, что если человек умер, не совершив хаджа, но будучи в состоянии сделать это, то на него распространяется угроза Аллаха. И если кто-либо другой совершит хадж за него, то награда ему все равно не достанется! Ведь если бы хадж другого человека освобождал его от обязанности совершить хадж при жизни, то тогда не было бы смысла произносить эту угрозу”».
А один из праведных халифов Умар бин аль-Хаттаб сказал: «Я готов отправиться на поиски тех людей, которые отказываются совершать хадж, и потребовать с них платить джизью!»
Таким образом, пусть каждый мусульманин со всей ответственностью посмотрит на свою ситуацию и сравнит ее с теми требованиями для паломников, которые мы разъяснили. В том случае, если они выполняются, то ни в коем случае не стоит откладывать исполнение этой священной обязанности – паломничества к Мечети аль-Харам.