Пятничная проповедь: С долгами шутки плохи

Уважаемые мусульмане! В последнее время всё чаще поступают жалобы и убедительные просьбы заострить внимание мусульман в хутбах на одном, к сожалению, начавшем всё сильнее распространяться мерзком явлении. А именно – самые различные нарушения условий и обязательств в вопросах, связанных с одолжением денег и возвращением долгов. Этот вопрос можно разделить на 3 пункта:

1) изначальная ложь в скрытом намерении не возвращать взятый долг в будущем;

2) нарушение условий и обязательств договора при одалживании и возвращении долгов;

3) проволочки с возвращением долгов или нежелание под различными предлогами и оправданиями возвращать долг совсем.

У всех сложится впечатление, что на такое могут пойти только испорченные грешники, которые не соблюдают предписаний религии, но нет же. Часто в такой ситуации могут оказаться правоверные мусульмане, носящие длинные бороды, боящиеся пропустить намаз, дающие милостыню…

Пророк Мухаммад  (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Тот, в ком встречаются 4 черты, будет настоящим лицемером-мунафиком, в ком же будет одна из них, в том будет проявление лицемерия-нифака до тех пор, пока он не оставит её, а именно: 1) когда говорит, лжёт; 2) когда обещает, не держит обещания; 3) если вступает в соглашение, договор, то нарушает их; 4) и если спорит или ведёт тяжбу, то портит отношения, впадая в грех».

Все эти описания вполне подходят для того, кто изначально не желая возвращать долг, прибегает ко лжи, не держит обещания, нарушает соглашения…

Конечно же, никто из совершающих такие поступки себя за мунафика не считает, ну если признает за собой один-два признака лицемера.  Они думают, что это небольшая проблема, и намереваются другими благими делами залатать этот изъян. Чтобы протрезвить их от их заблуждения считаю нужным привести ещё один хадис.

Как передаёт Абу Хурайра Посланник Аллаһа сказал сподвижникам: «А вы знаете, кто есть разорившийся?» Они сказали: «Это тот, у кого нет ни дирхема, ни имущества». На что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) ответил: «Разорившийся из моей уммы ─ это тот, кто придёт в Судный день с намазом, с уразой, с закятом, но в то же время он обругал этого, обвинил понапрасну другого, «съел» имущество третьего, пролил кровь четвёртого, ударил пятого, после чего он раздаёт свои благие деяния всем кому он навредил, если же у него не останется благих деяний, то он забирает их грехи, и в конце концов попадает в ад». Когда человек не возвращает долг, то он «ест», а лучше сказать «пожирает» имущество своего брата.

Хочу вспомнить участь шахида в Судный день, ему будут прощены все грехи, даже великие, но только не долги. Потому что вернуть или простить долг это право другого человека. Аллаһ не вмешивается в вопросы взаимоотношений между людьми, они должны сами разобраться между собой. Судя по участи шахида, становится понятным, насколько большое место занимает у Аллаһа право другого человека. Поэтому нельзя относиться к взаимотношениям с людьми легкомысленно. Это всё очень и очень серьёзно.

А если сказать по правде, то сторона, которая даёт в долг, также совершает большую ошибку. Поскольку очень часто соглашение о сумме и сроках одолжения происходит в устной форме. К сожалению, а, может быть и к счастью, в вопросах с долгами ни одна судебная система, а тем более шариатская не рассматривает дела, не имеющие документального подтверждения или свидетелей произошедшего. Не записав условия и сроки соглашения, дающая сторона сама нарушает предписание Всевышнего в суре Бакара в 282 аяте, где сказано: «О те, которые уверовали! Если вы заключаете договор о долге на определенный срок, то записывайте его»

Хотя в аяте и даётся разрешение не писать долговую расписку, но в случаях с крупными суммами, и учитывая общий упадок нравов, то лучше перестраховаться, чтобы затем не обращаться к имамам рассудить их проблему.  А если подписи и свидетели есть, и условия соглашения детально расписаны, то любой суд рассмотрит этот вопрос.

 

Исмаил-хазрат Шайхутдинов

Читайте также: