Нужно ли духовное воспитание?

Мусульман в мире – больше миллиарда человек, и все совершенно разные люди. И знание религии, соблюдение её постулатов – тоже находится на разном уровне. В том числе и праведность. У кого-то она есть, у кого-то её меньше, а у кого-то совсем нет…

Для того чтобы человек был не просто номинальным мусульманином, а действительно праведным, необходимо духовное воспитание. Именно духовное воспитание дает человеку стержень, привычку поступать правильно.

Говоря на простом примере: вот ты видишь, что лежит чужая вещь, которую кто-то обронил, потерял, а тебя никто в этот момент не видит. Заберешь ли её себе? Или скажешь: брать чужое – нельзя, даже если тебя никто не видит, Аллах видит.

Это простой пример, в жизни всё бывает сложнее. Искушения бывают сложнее. Или запутаннее. Или оправдания для себя ищешь. Или доказываешь себе, что не так уж сильно ты нарушаешь нормы Ислама в данном конкретном случае.

Духовное воспитание дает человеку привычку – отказаться от плохого, дурного, сомнительного. И поступить правильно. Мало знать, что такое хорошо, а что – плохо. Мало читать Коран, если ты не соблюдаешь его в жизни. Мало совершать молитвы, если после их окончания человек делает несовместимые с верой вещи. Нужно еще иметь силу духа поступить правильно.

Духовное воспитание необходимо получать, его нужно развивать в себе и его нужно давать своим детям. Ребёнок должен видеть, что мама с папой не допускают никакого компромисса с греховными поступками, никогда не идут на сделку с собственной совестью, принципами.  Для сына важно знать, что отец – человек волевой, мужественный, для дочери – что мама почтительная, любящая жена. Тогда дети, стремясь походить на родителей, будут следовать их примеру.

В этом смысле чрезвычайное значение имеет пост. С детских лет уже можно приучать ребенка поститься. Пост и молитва – прекрасное воспитание воли. Ребёнок знает, что у него в семье пост, и нужно сдерживать себя, не принимать еды и питья до захода солнца.

Выбирать только халяль для еды – тоже имеет важное значение. Если ты осознанно сам отказываешься от всего запретного в пище и такую же установку даешь своим детям, то глядя на этот пример, им будет гораздо легче побороть себя, когда им предложат алкоголь, наркотики или любой другой харамный поступок.

Вот так, начиная с себя, мы можем дать пример своим детям и близким, нашим окружающим людям, что наше чтение Корана и совершение молитв – это не просто теория. Это наша жизнь и практика, которой мы придерживаемся всегда. Даже если окажемся в другой стране или другой обстановке, у нас будет стержень и сила, чтобы побороть себя и свои искушения.

Пусть Аллах даст всем нам силы и мудрости, быть достойным примером для своих близких и окружающих.

 

Фаиз-хазрат Мухамедшин