Пророк Ибрахим. Коран о Пророке Ибрахиме
Из всех коранических повествований о пророках, истории жизни Пророка Ибрахима и его пророческой деятельности посвящена значительная часть. Рассказы о нём встречаются как в мекканских, так и в мединских сурах. И помимо отдельных коранических рассказов, встречается много упоминаний имени Ибрахима как основоположника истинной веры и прародителя целого поколения пророков.
Черты характера Ибрахима, упоминаемые в Коране.
Ибрахим (библейский Авраам) – один из самых величайших пророков Аллаха:
« Чья религия может быть прекраснее религии того, кто покорил свой лик Аллаху, будучи творящим добро, и последовал за верой Ибрахима , исповедуя единобожие? Аллах сделал Ибрахима Своим возлюбленным (другом)» (Женщины, 125)
В Коранических аятах он характеризуется следующим образом:
«…Воистину, Ибрахим был смиренным, выдержанным» (Покаяние, 114)
«Воистину, Ибрахим был выдержанным, смиренным и кающимся» (Худ, 75)
« Он был благодарен Аллаху за благодеяния, и Он избрал его и повел прямым путем. Мы даровали ему добро в мирской жизни, а в Последней жизни он будет в числе праведников» (Пчелы, 121-122)
«Помяни в Писании Ибрахима . Он был правдивейшим человеком и пророком» (Мapйaм, 41)
«Воистину, так Мы воздаем творящим добро. Воистину, он – один из Наших верующих рабов»
(Стоящие в ряды, 110-111)
« Помяни Наших рабов Ибрахима , Исхака и Йакуба, могучих и прозорливых. Мы избрали их за то, что они искренне поминали Последнюю обитель. Воистину, они у Нас – в числе избранных, лучших» (Сад, 45-47)
Место рождения и происхождение пророка Ибрахима.
Вопрос о месте рождения пророка Ибрахима всегда был спорным для историков и богословов. Некоторые мусульманские ученые местом рождения пророка Ибрахима называют г. Ур (юго-восточнее от г. Вавилон), в междуречье Тигра и Евфрата (юг Месопотамии).
Тора сообщает, что Пророк Ибрахим родился и вырос в городе Ур, расположенном на юге Месопотамской равнины, в одном из крупнейших центров экономической и политической жизни того времени, но позднее покинул его и отправился в Египет. Его путь проходил через город Урфу (Харран), где он жил некоторое время, а затем добрался до Египта. (Бытие, 11: 28, 11:31).
Описание народа Ибрахима.
Ко времени рождения пророка Ибрахима народы Месопотамии давно забыли о своем Творце, забыли о вере в Единого и Истинного Бога.
Забыв о Боге, они обожествляли различные явления природы. Движимые страхом, они поклонялись природным стихиям, видя в них высшую силу: они поклонялись небу, звездам, луне и т.д. В городе, в котором жил Пророк Ибрахим, главным божеством считался бог Луны – Син, считавшийся также и покровителем Ура. Кроме того, были распространены образы других божков, которых люди мастерили из ценных пород дерева. Вообще, языческая иерархия была столь запутанной, что жрецы не могли решить, кто из богов для них важнее, а потому в каждом конкретном городе жрецы сами решали для себя, какого из богов считать главным покровителем, а каких божков менее влиятельными. В Месопотамии и по сей день сохранились культовые строения — ступенчатые башни, которые использовались как в качестве храмов, так и в качестве обсерваторий. Они планировались и строились так, чтобы наглядно продемонстрировать могущество местного божка и его служителей. В главном зале храма помещали идола, который изготавливался из ценных пород дерева и покрывался золотыми пластинами, его облачали в дорогие одежды, венчали коронами и драгоценными ожерельями и браслетами. Идолы имели человеческий облик и обычные человеческие пропорции. Жрецы совершали обряды жертвоприношения: самый отборный скот и самые лучшие продукты посылались в храм для «кормления» божков.
Ибрахим в поисках истинного Бога.
Пророк Ибрахим ещё до получения Пророческой миссии сильно выделялся из среды своего народа. Он на подсознательном уровне не воспринимал идолов как богов и не поклонялся им. С юношеских лет его сильно отличало от других людей то, что он много размышлял о верованиях своего народа, и пришел к выводу, что идолы, которым поклонялись его соплеменники — всего лишь предметы, изготовленные самими же людьми. Они сотворены человеком и не могут повлиять на их жизнь ни с хорошей, ни с плохой стороны. Сколько бы человек не старался разукрасить идола, он все равно не оживёт и не станет богом. Разве может неживой предмет одушевить кого-то?! Не имеющий разума образумить другого?! Может ли вещь, которую можно уничтожить, защитить кого-то?! Задававшийся подобными вопросами юный Ибрахим рано осознал, что его соплеменники ошибаются в выборе божества. После того как стало ясно, что идолы не могут быть богами, Ибрахим стал обращаться к небесным телам, также почитаемым его народом. Когда ночная тьма покрывает землю, на небе выступают яркие звезды. Они мерцают в далекой бесконечности, завораживая человека своей загадочностью. Уж не следят ли они за всем, что происходит на земле? Возможно, не зря племя Ибрахима поклоняется им? Поэтому, может, стоит серьезно подумать о божественности звезд? Возможно, одно из них и есть Творец всего сущего? Однако, взойдя ночью, они исчезают с наступлением зари. Будь звезда божеством, разве она закатилась бы? Не пристало Богу показываться в определенное время и исчезать в назначенный час. Тогда кто же Бог? Надо поискать… Оглядеть небо еще раз …
Ибрахим и раньше глядел на луну, но на этот раз он вглядывается по-особенному. Она ярче и крупнее звезд. Быть может она и есть божество? Возможно, она светит постоянно? Но… и она исчезла с небосвода. Нет, луна – не божество. Если сам Творец не поможет ему, то он, как и его соплеменники, окажется заблуждающимся.
Небо бесконечно. Может быть, еще раз поглядеть? Но ведь на небе есть еще солнце, самое большое светило. Уж не признать ли его за бога? Но и оно закатывается в свой час, подчиняясь чьей-то воле. Нет, оно не может быть Творцом. Следовательно, все то, что почитает его племя, не годится в качестве Творца. От них надо отказаться. Так он понял, что ни солнце, ни луна, ни иные природные явления не могут быть Богом.
В Коране говорится об этом:
« Так Мы показали Ибрахиму царство небес и земли, дабы он стал одним из убежденных: Когда ночь покрыла его своим мраком, он увидел звезду и сказал: «Вот мой Господь!» Когда же она закатилась, он сказал: «Я не люблю тех, кто закатывается». Когда он увидел восходящую луну, то сказал: «Вот мой Господь!» Когда же она закатилась, он сказал: «Если мой Господь не наставит меня на прямой путь, то я стану одним из заблудших людей». Когда он увидел восходящее солнце, то сказал: «Вот мой Господь! Оно больше других». Когда же оно зашло, он сказал: «О мой народ! Я непричастен к тому, что вы приобщаете в сотоварищи. Я искренне обратил свой лик к Тому, Кто сотворил небеса и землю, и Я не принадлежу к многобожникам!» (Скот, 75-79)
Ибрахим осознал, что существует только Один Бог, которого невозможно изобразить, ибо Он превыше всякого образа и Он повелевает всем. Аллах одарил Ибрахима от рождения зрелостью ума и стремлением к истине. И к моменту первого откровения от Аллаха Ибрахим был духовно готов к восприятию Истины. Аллах открыл Свое слово Ибрахиму, как человеку, который сам искал Всевышнего и шел к Нему.
«Вот он пришел к своему Господу с непорочным сердцем» (Стоящие в ряд, 84)
Т.е. его сердце было очищено от многобожия, сомнений и порочный желаний, которые мешают человеку воспринимать истину и совершать правильные деяния. Только тот человек, чье сердце беспорочно, сумеет спастись от всего скверного и неприятного и обрести все благое и желанное. Свидетельством непорочности Ибрахима была его искренность во взаимоотношениях с людьми. В его сердце не было места обману, зависти и прочим скверным качествам. Именно поэтому он искренне старался наставить людей на прямой путь.
Иман Наталья Магомедова