История смерти Пророка Адама
Эта история повествует нам о последних моментах жизни нашего отца Адама, мир ему, о том, что он пережил перед смертью, как ангелы омыли его, умастили благовониями, завернули в саван, вырыли ему могилу, прочитали за него молитву, положили в могилу и засыпали землёй. Они сделали это, чтобы научить сынов Адама всему необходимому, и чтобы так они поступали со своими умершими.
Текст хадиса
Передаётся от Утайи[1], который сказал: «В Медине я увидел старца, говорящего о религии. Я спросил о нём, и мне сказали, что это Убай ибн Кяаб[2]. Он поведал следущее: «Когда к Адаму пришла смерть, он сказал своим сыновьям: «Я хочу плодов Рая», и они отправились в путь на их поиски. В дороге их встретили ангелы несущие саван и благовония для Адама, также у них были с собой кирки, лопаты и плетёные корзины. Ангелы спросили: «О сыны Адама, что вы хотите, и что ищете?», или же они сказали: «Что хотите и куда направляетесь?», те ответили: «Наш отец заболел и возжелал плодов Рая». Ангелы сказали: «Возвращайтесь, ибо уже решено то, что было определено вашему отцу». Когда ангелы пришли, Хава[3] увидела и узнала их. Она бросилась к Адаму, но он сказал ей: «Отойди, отойди от меня. Сюда я был приведён только из-за тебя, так освободи путь между мной и ангелами моего Господа, Благословен Он и Возвышен». Тогда ангелы упокоили его, омыли, завернули в саван, умастили благовониями, вырыли могилу, сделав в ней нишу, и прочитали за него молитву. Затем они вошли в могилу и положили его там, а сверху заложили её камнем. Потом они вышли из могилы, засыпали её землёй и сказали: «О, сыны Адама! Таким будет ваш обычай».
Источники хадиса
Этот хадис привёл Абдулла сын имама Ахмада в книге «Заваиду-ль-Муснад» [5/136].
Ибн Кясир, приводя этот хадис, сказал: «Достоверно, что иснад хадиса восходит к нему», то есть, к Убайю ибн Кяабу. «Аль-бидаяту ва-ннихая» [1/98].
Аль-Хайсами сказал: «Этот хадис привёл Абдуллах ибн Ахмад, все передатчики этого хадиса приводятся в книге «Ас-Сахых»[4], кроме Утайи ибн Дамры, но он тоже является надёжным передатчиком». «Маджма`у-ззаваид» [8/199].
Не смотря на то, что этот хадис передаётся как слова Убайя ибн Кяаба, тем не менее, статус его такой же, как хадис, возводимый к самому Пророку, мир ему и благословение Аллаха, потому что о таких вещах нельзя говорить по собственному усмотрению.
Объяснение хадиса.
Этот хадис рассказывает историю смерти нашего отца Адама, мир ему. Когда к нему приблизился его срок, он возжелал райских плодов, что говорит о сильной любви Адама к Раю, и о том, как он соскучился по нему и как сильно хотел туда вернуться. Он жил в Райском Саду какое-то время, видел царящее там благоденствие и наслаждался его плодами.
Возможно, возникшее у него желание было как-то связано с предчувствием приблежения смерти. В некоторых хадисах упомянается о том, что Адам знал, сколько лет он будет жить, и вёл счёт своим годам. Видимо он знал, что срок его истёк, и приблизилось время перехода в Мир Грядущий. Адам, естественно, понимал, что его дети не смогут выполнить его просьбу. Как же они могли достичь Рая и срезать его плоды!? Они и сами осознавали свою беспомощность, но уважение и любовь к отцу заставили их отправиться в путь на поиски райских плодов.
Не успели они удалиться от дома своего отца, как их встретили ангелы в облике людей, несущие с собой всё необходимое для подготовки мертвого к погребению. Ангелы несли с собой саван, благовония, а также у них были с собой кирки, лопаты и плетёные корзины, необходимые для рытья могил. Они научили людей обряду погребения. Этой традиции придерживаются мусульмане и по сей день.
Когда сыновья Адама сообщили о цели своего похода, ангелы повелели им вернуться к отцу, потому что время его жизни уже истекло, и определённый ему срок подошёл к концу.
Когда ангелы смерти пришли, то Хава узнала их и бросилась к мужу. По всей видимоси она хотела уговорить его выбрать эту жизнь, потому что Посланники не умерают, пока им ни будет предоставлен выбор между продолжением жизни и возвратом к их Господу, как об этом нам поведал наш Пророк, мир ему и благословение Аллаха. Но Адам, мир ему, не обращал внимания на её просьбы, отогнал её и сказал: «Я был приведён сюда только из-за тебя», напоминая ей о том, как она уговаривала его вкусить плод запретного дерева.
Ангелы забрали душу Адама, мир ему, и сами начали продготовку к похоронам, а его сыновья наблюдали за происходящим. Ангелы омыли Адама, обернули его в материю, умастили духами, вырыли могилу и сделали в ней нишу для тела. Затем они совершили за него молитву и вошли в могилу, после чего, уложив тело в нише, заложили её кирпичами. Закончив работу внутри могилы, они вышли и засыпали её землёй. Потом ангелы обратились к людям и сказали: «О, сыны Адама! Таким будет ваш обычай», то есть, таким будет ваша сунна и путь, избранный для вас Аллахом, Велик Он и Славен, так вы будете хоронить своих умерших.
Таким образом, этот метод захоронения стал общим законом для всех Пророков и верующих, на всей земле и на все времена. Любой метод захоронения не соответствующий данному описанию, является противоречием руководству самого Аллаха.
Способ погребения, которому нас научил Пророк, мир ему и благословение Аллаха, полностью соответствует тому обряду, который показали ангелы во время погребения Адама, мир ему.
Но на протяжении истории многие люди не соблюдали этого. Некоторые сжигают своих умерших на костре. Другие возводят для этого огромные дома наподобие пирамид, после чего хоронят покойников в этих зданиях, не забывая снабдить их пищей, питьём, всевозможными побрякушками и драгоценностями. Многие хоронят умерших в ящиках из дерева или камня. Все эти методы требуют больших расходов и создают бессмысленные трудности. Но самое главное, что все эти способы не соответствуют руководству, установленному Аллахом для сынов Адама.
Польза и уроки, извлекаемые из хадиса
1) Аллах, Свят Он и Возвышен, установил для нас в Шариате порядок подготовки тела умершего и порядок похорон, так как это описано в хадисе.
2) Описанный в хадисе метод захоронения, является сунной всех Пророков, мир им, во всех Шариатах ниспосланных Аллахом, Велик Он и Славен.
3) Обучая сыновей Адама обряду похорон, ангелы объяснили всё не только на словах, но и лично показали на практике.
4) Любой метод похорон, отличный от метода, упомянутого в данном хадисе, является отклонением от пути Аллаха и Его руководства.
5) В этом хадисе говорится об особом достоинстве Адама, мир ему, перед всеми людьми. Ведь ангелы, создания поступающие согласно приказам Аллаха, лично подготовили его тело к погребению, прочитали за него молитву и похоронили.
6) В хадисе содержится доказательство того, что ангелы могут перевоплощаться и принимать человеческий облик, а также выполнять работу, которую делает человек.
7) В хадисе говорится о том, что ещё на заре человечества у людей имелись некоторые орудия труда, такие как кирки, топоры, лопаты и корзины.
8) Мужчина должен опасаться, чтобы жена не свела его с верного пути, ведь Адам вкусил плод запретного дерева, именно, по совету Хавы. Аллах в Коране, также сделал нам предостережение относительно некоторых жён и детей:
( يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا إِنَّ مِنْ أَزْوَاجِكُمْ وَأَوْلادِكُمْ عَدُوًّا لَكُمْ فَاحْذَرُوهُمْ وَإِنْ تَعْفُوا وَتَصْفَحُوا وَتَغْفِرُوا فَإِنَّ اللَّهَ غَفُورٌ رَحِيمٌ ﴾ (التغابن: 14)
«О те, которые уверовали! Воистину, среди ваших жен и ваших детей есть враги вам. Остерегайтесь их. Если же вы будете снисходительны, проявите великодушие и простите их, то ведь Аллах — Прощающий, Милосердный». (Ат-Тагабун: 14)
Из книги «Достоверные пророческие рассказы»
Умар ибн Сулейман ибн Абдулла Аль-Ашкар
Перевёл: Абу Ясин Маликов Руслан