Ученые Ислама: имам Ахмад ибн Ханбал
Имам Ахмад ибн Ханбал – основатель ханбалитского мазхаба, являющегося одним из четырех традиционных мазхабов мусульманской уммы. В одном из прошлых номеров мы рассказывали об основателе ханафитского мазхаба – имаме Абу Ханифе, чья школа является традиционной в нашем регионе. Также как Абу Ханифа, имам Ахмад является великой личностью в истории мусульманской уммы, чьи взгляды и труды способствовали сохранению традиционного Ислама и искоренению новшеств и сектантства.
Имам Ахмад ибн Ханбал родился в Марве (Ирак) 20 раби аль-авваль в 164 году по хиджре (778 году по григорианскому календарю). Его отец Мухаммад был известным воином, жившим в городе Басре в Ираке. Он был еще младенцем, когда его привезли в Багдад, где его отец умер совсем молодым — в тридцать лет. Вся ответственность за его воспитание легла, таким образом, на его мать Сафийю бинт Маймуна бинт Малик аш-Шайбани.
Когда Ахмад подрос, мать отдала его в школу для изучения Корана и хадисов, а также других предметов. Хадисами Ахмад особенно заинтересовался, и начал с 15-ти лет серьезно заниматься ими. Тогда же он стал посещать собрание ученых в Багдаде, благодаря чему приобретал все больше знаний.
В те времена нужно было встречаться и беседовать с шейхами, которые проживали в разных странах. Вообще, это было традицией, чтобы ученики получали информацию непосредственно от наставников, а не из книг. Ахмад ибн Ханбал занялся собиранием хадисов, для чего предпринимал поездки к тем, кто их знал. Таким образом, он стал одним из величайших знатоков и рассказчиков хадисов того времени.
Сосредоточившись на изучении хадисов, имам Ахмад изучал науки фикха и хадисов у имама Юсуфа, знаменитого ученика Абу Ханифы , а также у самого имама аш-Шафии . Также его учителями были ибн Муфаддаль, Исмаил ибн Уляйа, Джарир ибн Абдуль-Хамид, Йахьйа ибн Саид аль-Каттан, Абдуллах ибн Намир, Уаки ибн аль-Джаррах.
Имам Ахмад был очень богобоязненным ученым. Когда имам Ахмад был в Йемене, его материальное положение было очень плохим. Его учитель шейх Абдур-Раззак, знаменитый мухаддис (передатчик хадисов), узнал об этом и, взяв пригоршню динаров, поднес их имаму Ахмаду. Имам ответил: «Я в них не нуждаюсь». Его положение в это время было таким, что одежда его почти износилась, а другой одежды не было. Он пытался спрятаться в своем доме и запер двери. Люди стали искать его и узнали причину, по которой он прятался. Они пытались предложить ему немного денег, но имам принял только один динар с тем условием, что он расплатится за него работой.
Имам Ахмад подвергался целому ряду преследований со стороны правителей того времени по той причине, что последние приняли философию мутазилитов. Имам был заключен в тюрьму на длительный срок, и правители обращались с ним очень грубо. Но совесть никогда не позволяла ему соглашаться с неправильным мнением авторитетов. Есть много свидетельств о его страданиях. Невзгоды Ахмада фактически начались тогда, когда он вступил в конфликт с мутазилитами и с их философской идеологией. Им, к сожалению, покровительствовали халифы Ма’мун аль-Рашид, Му’тасим Билляхи и аль-Уатик, которые приняли точку зрения мутазилитов, сделали ее официальной идеологией, и заставляли мусульман следовать ей. Имам Ахмад, завоевавший авторитет «спасителя Ислама от нововведений», и другие традиционалисты категорически отреклись от мутазилитских доктрин и осудили вредоносный тезис о сотворенности Корана, который поддерживали правившие аббасидские халифы. По этой причине он был приведен на суд из Багдада в Тарс, закованный в тяжелые цепи. В особенности он страдал в период правления Му’тасима Билляхи, когда он терпеливо перенес телесное наказание и тюремное заключение.
Халиф, признавая ученость и благочестие имама Ахмада, время от времени приходил к нему и предлагал кредо мутазилитов, и тогда халифа сам освободит его от всех оков, станет его последователем, и он будет первым среди придворных. Но имам отказался принять ошибочную мутазилитскую идеологию. В гневе халифа Му’тасим велел своим слугам топтать его ногами, и в результате этой жестокости у него были вывихнуты многие суставы.
Имам содержался в тяжелых цепях. Он был брошен в тюрьму в Багдаде, где провел почти 30 месяцев. В его камере не было света, а по вечерам ему не давали лампы. Поскольку имам продолжал отстаивать свои традиционные верования и не соглашался с мутазилитскими доктринами, выдвинутыми Абдур-Рахманом аль-Мутазили и Исхаком ибн Ибрахимом аль-Мутазили, была приведена большая группа палачей, ему связали руки и секли его до потери сознания. Но несмотря на все эти жестокости, на кровь, которая текла при бичевании, имам Ахмад продолжал утверждать, что Коран не был сотворен, что он — Слово Аллаха, и тот, кто говорит, что Слово Аллаха сотворено, совершает грех неверия — куфр. Халифа Му’тасим испугался за свое будущее в этом мире и мире ином, и 25 Рамадана 221 года по хиджре приказал прекратить наказание и снять цепи. Раны стали заживать, и Му’тасим велел своим людям приходить и справляться о здоровье имама. Ахмад простил всех, кроме тех, кто совершил великий грех против Книги Аллаха.
Имам приобрел большую известность во всем мусульманском мире. Он написал много книг, но самыми значительными из них являются «аль-Муснад». Имам Ахмад уделял огромное внимание сбору, повествованию и толкованию хадисов. Его метод обучения заключался в диктовке хадисов из его собственного огромного собрания, известного под названием «аль-Муснад», содержавшего более 30 тысяч хадисов, а также мнений сахабов (сподвижников Пророка) относительно их толкований.
Также до наших дней дошла другая работа имама Ахмада – это книга «Основы Сунны». Она была записана его учениками под диктовку с его уст, а затем распространилась среди мусульман.
У имама было много учеников, основными из которых являлись двое его сыновей — Салих и Абдуллах. Имамы Бухари и Муслим, составители самых значительных сборников хадисов, относились к числу великих ученых в области хадисов, учившихся у имама Ахмада. Большинство его последователей сейчас можно найти в Палестине, Саудовской Аравии и странах Персидского залива.
Имам Ахмад ибн Ханбал — основатель ханбалитского мазхаба (правовой школы) — умер в 241 году по хиджре — 855 году по христианскому календарю. Говорят, что на его погребальную молитву собралось около миллиона человек. Да будет Аллах милостив к нему.
Выдержки из книги «Основы Сунны» имама Ахмада
«…‘Абдус ибн Малик аль-‘Аттар, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Я слышал, как Ахмад ибн Ханбаль (да будет доволен им Аллах) сказал:
“Основы Сунны в нашем понимании это: приверженность тому, на чем были сподвижники посланника Аллаха, и следование за ними; и оставление нововведений, так как каждое нововведение является заблуждением. Кроме того, это отказ от препирательств, и отказ от общения с теми, кто следует новшествам…
…Сунна в нашем понимании – это то, что пришло от пророка (мир ему и благословение Аллаха). Сунна разъясняет Коран и является толкованием Корана.
…Коран – это слова Аллаха, и он не является созданным. И не бойся сказать, что Коран не является созданным. И поистине, слова Аллаха не являются чем-то отдельным от Него, и в них нет ничего такого, что являлось бы созданным. И остерегайся вступать в споры с теми, кто вводит нововведения в этом вопросе.
…И лучшие люди в этой общине после ее пророка (мир ему и благословение Аллаха) – это Абу Бакр ас-Сыддик, затем ’Умар бну аль-Хаттаб, потом ‘Усман бну ‘Аффан. Мы отводим этим троим первые места так же, как это делали сподвижники посланника Аллаха, и не разногласим в этом.
…Также Сунна – это послушание и подчинение предводителям и правителю верующих, будь он благочестивым или нечестивцем. И тот, в чьих руках стала власть и вокруг которого собрались люди и довольны им, либо же тот, кто захватил власть над людьми с помощью меча и силы и таким способом стал правителем, называется повелителем правоверных (амир аль-муминин).
…И тот, кто вышел против правителя из правителей мусульман, вокруг которого собрались люди и признают за ним власть, каким бы образом это ни произошло – будь то путем одобрения со стороны людей или же силой – то этим он (т.е. тот, кто вышел против правителя мусульман) разбивает единство мусульман. И такой человек своими действиями противоречит хадисам посланника Аллаха, и если этот хариджит умирает на этом, то умирает смертью джахилии.
…И ни о ком из мусульман мы не можем свидетельствовать утвердительно – окажется ли он в Раю или в Аду. Мы лишь надеемся, что праведники попадут в Рай, но в то же время мы и боимся за них. Также мы опасаемся за грешников, хотя и надеемся, что Аллах проявит к ним милость.
И тот, кто предстанет перед Аллахом, имея на своей совести грехи, за которые предписывается наказание, кающимся и не упорствующим в своих грехах, то поистине, Всевышний Аллах может простить ему. Аллах принимает покаяние от Своих рабов и прощает грехи.
А тот, кто предстанет перед Аллахом, будучи грешником и не покаявшимся в своих грехах, то его судьба окажется на усмотрении Аллаха, если пожелает – накажет его, а если пожелает – простит ему.
…И тот, кто порочит кого-либо из сподвижников посланника Аллаха или ненавидит их за что-то и говорит об их недостатках, является приверженцем нововведений до тех пор, пока не станет просить для всех них милости Аллаха, и пока не исчезнет из его сердца неприязнь к ним.
…И тот из мусульман, кто умер единобожником, то над ним обязательно нужно совершить погребальную молитву (джаназа), и попросить для него прощения в молитве. И нельзя отказываться просить за него прощение, и мы не оставляем молитву за него из-за тех грехов, которые он совершил, будь то малые грехи или большие. Судьба его будет на усмотрении Аллаха, Благословен Он и Велик”.