История пророка Ибрахима: разрушение идолов

В предыдущих номерах нашей газеты мы начали рассказ о жизни пророка Ибрахима (Авраама). Упоминали, что в юности он отличался наилучшими человеческими качествами, такими как честность, верность слову, доброта, умение прощать обидчиков и многими другими. Став пророком и получив первое откровение от Всевышнего, Ибрахим обратился с ним прежде всего к своему отцу, подтверждая, что божественная религия учит проявлять благочестие к родителям. После этого он стал призывать жителей своего города отказаться от поклонения идолам и перейти в Единобожие – поклонение одному Всевышнему.

На этом месте мы остановились в прошлый раз, и рассмотрим, что произошло с Ибрахимом дальше.


Вот, настало время подкрепить призыв делами. Авраам предпринял смелую решительную попытку разделаться с идолами. Относительно этого случая Коран и Библия несколько расходятся. Библия утверждает, что Авраам покусился только на идолов отца. Коран же говорит об уничтожении всех идолов, хранимых на духовном алтаре. Авраам уже намекал о своих намерениях относительно идолов: «И клянусь Аллахом, я устрою хитрость против ваших идолов, после того как вы обратитесь, удаляясь от них!» (21:57).

Во время религиозного праздника, вероятно, посвященного Сину, люди покинули город. Авраам отклонил приглашение на празднество: «Потом он бросил взгляд на звезды и сказал: «Я болен» (37:88).

Когда в городе никого не осталось, Авраам воспользовался возможностью. Войдя в безлюдный храм, он увидел позолоченных идолов, сделанных из дерева. Перед ними стояли изысканные яства. Авраам усмехнулся: «Он украдкой пробрался к их богам и сказал: «Не поесть ли вам? Что с вами? Почему вы не разговариваете?» (37-91).

Что могло побудить человека поклониться идолу, которого он сделал собственными руками?

«Он приблизился к ним и стал бить их правой рукой» (37-93).

Коран сообщает: «…он разнес на куски [идолов], за исключением главного, полагая, что они вернутся [к нему]» (21:58).

Вернувшиеся в храм священники были шокированы подобным богохульством. Они не могли взять в толк, чья же рука поднялась на такое скверное дело. Кто-то упомянул имя Авраама, отзывающегося нелестно об идолах. Его немедленно вызвали. И снова Авраам указал на их глупость: «…и он спросил их: «Неужели вы поклоняетесь тому, что сами изваяли? Аллах сотворил и вас, и то, что вы ваяете» (37:95-96).

Гнев священников нарастал, они не были настроены выслушивать проповеди. Единственное, что их интересовало – кто покусился на их богов: «О Ибрахим! Ты ли учинил над нашими богами подобное?» (21:62).

Авраам разрушил идолов, но оставил главного из них нетронутым. И теперь он сказал: «Нет! Учинил их старший, вот этот. Спросите же их об этом, если они обладают даром речи» (21:63).

Слова Авраама ввергли священников в замешательство. Они стали винить друг друга за то, что не смогли уберечь богов. Избегая его взгляда, они сказали: «Ты же знаешь, что они не способны разговаривать» (21:65).

«Авраам настаивал на своем: “Неужели вы поклоняетесь помимо Аллаха тому, кто ни в чем не способен помочь или навредить вам? Презрение вам и тем, кому вы поклоняетесь помимо Аллаха! Неужели же вы не одумаетесь?”» (21:66-67).

Обвинители превратились в обвиняемых. Их несостоятельная логика не позволила дать разумный ответ Аврааму. Переполняемые гневом и яростью священники приговорили Авраама к сожжению заживо.

«Они сказали: “Сожгите его…”»

Общими силами горожан было зажжено величайшее пламя, которое они когда-либо видели. Молодой Авраам подчинился судьбе, избранной для него Господом миров  Испытание не подточило, а только укрепило его веру. Даже юный возраст не заставил Авраама содрогнуться перед лицом столь ужасной смерти, уготованной для него. Перед тем как предаться огню, он произнес: «Достаточно мне Господа, и Он лучший из Попечителей и Хранителей» (Сахих аль-Бухари).

Господь испытывал веру Авраама, и пророк доказал, что за веру в Единого Бога он готов пожертвовать своим существованием. Своими поступками Авраам доказал искренность убеждений.

Господь не пожелал такой ужасной участи Аврааму, ведь на его плечи возлагалась великая миссия. Ему предстояло стать отцом одного из великих пророков, отправленных человечеству. Божье спасение Авраама стало знамением для него и его народа.

«Мы сказали: «О огонь! Стань для Ибрахима (Авраама) прохладой и спасением!» Они хотели навредить ему, но Мы сделали так, что они оказались в наибольшем убытке» (21:69-70).

Так, огонь не повредил Аврааму. Идолопоклонники желали отомстить за своих богов, а в итоге оказались униженными.