Имам ан-Насаи – пятый среди самых авторитетных ученых-хадисоведов
Хадисоведение — одна из важнейших и полезнейших наук. Поэтому выдающиеся учёные имамы, как ранние, так и позднее уделяли ей столько внимания. А поскольку важнейшей составляющей этой науки было восприятие хадисов Посланника Аллаха непосредственно от надёжных передатчиков — знающих, праведных, безупречно передающих хадис, учёные-хадисоведы не просто прикладывали для этого усилия, но и посвящали этому всю свою жизнь. Учитывая их искренность, следование путём Посланника Аллаха и усердие, их успех и достижения не вызывают удивления. Они подали прекрасный пример своим последователям. Благодаря их усилиям и их упорному и кропотливому труду Сунна избежала искажений.Особое внимание к цепочке передатчиков — отличительная особенность мусульманской общины. Мусульманские учёные всегда заботились об этом, считая великой честью для себя стоять в одном ряду с людьми, которые передавали из уст в уста хадисы Посланника Аллаха *. Внимание к иснаду было необходимым условием для сохранения Сунны. ‘Абдуллах ибн аль-Мубарак даже сказал: «Иснад — часть религии, и если бы не иснад, каждый говорил бы, что хотел».
Жизнь имама ан-Насаи
Его звали Ахмад ибн Шуайб ибн ‘Али ан-Насаи, а его кунья — Абу ‘Абду-р-Рахман. Имам ан-Насаи родился в городе Наса в 215 году от хиджры. Сегодня этот город больше не существует. Находился он западнее современного Ашхабада, столицы Туркменистана. В современных энциклопедиях можно прочитать следующее: «Недалеко (всего в 18 км) от города Ашхабада, на окраине села Багир, расположен уникальный памятник старины — развалины древнего городища Ниса, блиставшей когда-то столицы Парфянского царства. Ниса — это древнее городище с жилищами местной аристократии, окруженное огромными гектарами цветущих садов. В 651 году Ниса вошла в состав Арабского халифата. В 1220 году Нису, как и другие крупные города Средней Азии постигла общая катастрофа: осада и разрушение монголами».Как уже не раз было замечено, очень большое количество ранних мусульманских ученых было именно из Средней Азии. Так, имам аль-Бухари был из Бухары (современный Узбекистан), Муслим – из Нисапура (граница Ирана и Туркмении), Абу Дауд – из Заренга (Сиджистан, современный Афганистан), ат-Тирмизи – из Термеза (Узбекистан).
Вторую половину своей жизни имам ан-Насаи провёл в Египте. Незадолго до смерти он отправился в Палестину и там и скончался. Причиной его отъезда из Египта было то что люди стали завидовать его обширным знаниям. Когда же он прибыл в Палестину, группа хариджитов напала на него и от полученных ран он скончался. Аль-Хаким сказал: «В добавление ко всем своим достоинствам Абу ‘Абду-р-Рахман ещё и принял мученическую смерть».Учёные согласны в том, что имам ан-Насаи скончался в 303 году от хиджры, и все они называют одну и ту же причину его кончины. Имам ан-Насаи умер последним из шести имамов, которые являются авторами наиболее авторитетных сборников хадисов. Более того, он пережил их на столько, что мог бы считаться их учеником, как сказал ас-Сахави.
Место имама ан-Насаи среди мусульманских учёных
Имам ан-Насаи был одним из наиболее выдающихся и авторитетных учёных своего времени в области хадисов и фикха. Этому способствовало и то обстоятельство, что имам ан-Насаи прожил очень долгую жизнь. К нему съезжались искатели знаний со всех концов мусульманского мира. Говоря об имаме ан-Насаи, можно назвать несколько особенностей.
1. Глубокое знание хадисов и связанных с ними наук.Имам ан-Насаи был имамом в хадисах, которые он начал серьёзно изучать ещё в пятнадцать лет. Он заучивал хадисы наизусть, собирал их, составлял сборники, в том числе и самый известный его сборник «Сунан».
2. Знание недостатков хадисов.Это одна из наиболее сложных наук, связанных с хадисами, и лишь немногие учёные решались углубляться в её изучение. Имам ан-Насаи принадлежал к числу таких учёных и достиг высот. Имам ад-Даракутни, один из величайших знатоков недостатков хадисов, признавал, что имаму ан-Насаи не было равных в этой области.
3. Наука отвода и подтверждения.Имам ан-Насаи — один из имамов науки отвода и подтверждения, что засвидетельствовано многими учёными. У имама ан-Насаи есть сочинения в этой области, в том числе и список ненадёжных передатчиков «Ад-ду‘афа ва аль-матрукун». Эта книга содержит упоминание о 2679 передатчиках, относящихся к этой категории. Таким образом, имам ан-Насаи относится к числу учёных, которые говорили о большинстве известных нам передатчиков, как и имам Ахмад ибн Ханбаль и Йахйа ибн Му‘ин.Аз-Захаби утверждал. что в этой науке имам ан-Насаи превосходит даже таких имамов как Муслим, Абу Дауд и ат-Тирмизи и приравнивал его к аль-Бухари и Абу Зур’а.
4. Фикх.Имам ан-Насаи относился к числу тех учёных, которые, изучая хадисы и связанные с ним науки, не оставляли без внимания и другую религиозную дисциплину, так же имеющую очень большое значение для мусульман. Это фикх. Имам ан-Насаи был не только хадисоведом, но и факыхом. Учёные засвидетельствовали, что имам ан-Насаи имел обширные знания по фикху. Наконец, сборник хадисов самого имам ан-Насаи — лучше свидетельство того, как хорошо автор ориентировался в фикхе и как глубоко изучал он эту науку. Мы также знаем, что имам ан-Насаи некоторое время исполнял обязанности судьи. А судьёй, как известно, может быть только факых.Ибн Манда (ум. в 395 г. х.) сказал: «Четверо собирали достоверные хадисы, и отличали безупречные хадисы от имеющих недостатки и ошибочное — от правильного. Это аль-Бухари и Муслим, а после них — Абу Дауд и ан-Насаи».
«Сунан» имама ан-Насаи
Этот сборник известен как «Аль-муджтаба», что означает «отобранный, избранный», потому что имам ан-Насаи составил его из хадисов, которые отобрал из своего большого сборника, получившего название «Ас-сунан аль-кубра».У «Сунан» — один передатчик. Это Ибн ас-Сунни, который перенимал знания от имама ан-Насаи в Египте в 302 году от хиджры. Ибн ас-Сунни был известен своей богобоязненностью, праведностью, благим нравом, усердным поклонением Аллаху, умеренностью в пользовании мирскими благами и происходил из семьи, известной своей религиозностью. Он передал «Сунан» своим ученикам, и уже от них он распространился и у него появилось много передатчиков.
Сборник содержит 5758 хадисов, но если исключить повторяющиеся хадисы, их количество уменьшится вдвое, поскольку одной из особенностей «Сунан» является то, что имам ан-Насаи приводил один и тот же хадис в нескольких главах.Сборник имама ан-Насаи — самый большой из четырёх «Сунан». За ним следует сборник имама Абу Дауда, содержащий 5274 хадиса, сборник имама Ибн Маджи, содержащий 4341 хадиса, и сборник имама ат-Тирмизи, содержащий 3956 хадиса. Но если исключать повторяющиеся хадисы, сборник имама Абу Дауда окажется намного больше, чем сборник имам ан-Насаи, поскольку в нём меньше повторяющихся хадисов.
«Сунан» имама ан-Насаи на фоне других сборников хадисов
«Сунан» имама ан-Насаи является одним из шести самых известных авторитетных сборников хадисов. Важно отметить, что эти сборники не одинаковы с точки зрения достоверности содержащихся в них хадисов. Авторитет сборников имамов аль-Бухари и Муслима бесспорен. Это не только самые достоверные из шести указанных сборников, но и самые достоверные из всех существующих сборников хадисов. И этот факт не противоречит утверждению некоторых учёных о том, что имам ан-Насаи превосходил имама Муслима в знании хадисов, их недостатков и передатчиков. Ведь превосходство одного учёного над другим в какой-то области не означает обязательного превосходства его трудов.Также известно, что сборник имама Ибн Маджи сильно отстаёт в достоверности от остальных пяти сборников из-за наличия в нём большого количества слабых и даже ложных хадисов. Он стал упоминаться вместе с остальными пятью сборниками только в шестом веке от хиджры из-за того, что он содержит много хадисов, которые не приводятся в остальных пяти сборниках.Сборник имама ат-Тирмизи также уступает в достоверности сборникам имамов Абу Дауда и ан-Насаи из-за наличия в нём слабых и отвергаемых хадисов.Если сравнивать сборники имамов Абу Дауда и ан-Насаи, то в целом они мало отличаются друг от друга с точки зрения достоверности хадисов, хотя есть основания утверждать, что «Сунан» ан-Насаи имеет более высокую степень достоверности, поскольку многие исследователи считают, что имам ан-Насаи предъявлял к хадисам более строгие требования, чем имам Абу Дауд.Так сложилось, что учёные уделяли сборнику имама ан-Насаи меньше внимания, чем двум «Сахихам», и даже сборникам имамов Абу Дауда и ат-Тирмизи – к нему написано меньше комментариев, пояснений и других специальных книг. Точно также обстоит дело и с переводом книги имама ан-Насаи на русский язык. Если сборники аль-Бухари и Муслима (пусть и в сокращенном виде), а также Абу Дауда и ат-Тирмизи переводились на русский язык, то «Сунан ан-Насаи» еще никогда не издавался в переводе ни полностью, ни частично.