Хождение за три моря
Купец из Оренбурга повторил маршрут Афанасия Никитина.
Предки современных татар, как представители любого мусульманского народа, всегда любили путешествовать. В дорогу их влекло стремление совершить обязательный для каждого мусульманина хадж, поучиться в мусульманских центрах просвещения, а заодно посмотреть новые города и страны. Наиболее активные из них, не в силах сдержать природного желания торговать, пускались в дальние, порой опасные странствия с коммерческими целями. Сухопутным и морским путем наши предки добирались до самых глухих, опасных мест Востока и часто погибали от рук разбойников и пиратов. Сообщений о подобных вояжах, относящихся к временам Волжской Булгарии и более позднего периода, имеется предостаточно. Однако все они косвенные, а вот первое путешествие, подробно описанное и оформленное, датировано 1698 годом. Его автор – Муртаза ибн Кутлугуш.
А в 1751 году, то есть более 250 лет назад, из Оренбурга в Индию выехал караван, организованный татарским купцом Сагитом Хаялиным. В путешествие отправились пятеро мужчин, среди которых был и торговец Исмагил Бикмухаммедов. Странствие, полное драматизма и приключений, длилось 25 лет. Домой вернулся один только Исмагил. Вернувшись, он написал обо всем увиденном и назвал свой рассказ «Исмагил ага сэяхетнамэсе» («Путешествие Исмагила ага»). Оригинал рукописи не сохранился, но списки текста во множестве разошлись среди любознательных татар. В 1862 году этот литературный памятник был впервые, издан в типографии Казанского университета, позже перерабатывался и дополнялся татарским богословом Ризой Фахрутдиновым, а окончательное научное издание было выполнено в наши дни ученым из ИЯЛИ Анисой Алеевой.
«Путешествие Исмагила ага» по эмоциональности и образности языка ничем не уступает путевым записям русского путешественника Афанасия Никитина, а в чем-то даже превосходит их. Сам рассказ, подобно заметкам Ибн Фадлана, написан на грани сказочного и реального, в нем переплетаются как настоящие события, так и легенды. Исследователи предполагают, что караван шел на Восток не только с торговыми целями, но и выполнял какую-то секретную государственную миссию. Еще в Бухаре купцы получили высочайшее предписание русского царя идти в Индию. Задуманный ими маршрут, таким образом, принял официальный характер. Существует версия, что помимо путевых записей где-то должен храниться и подробный отчет обо всем увиденном.
Вкратце история такова. Из Бухары путники направляются в Герат (Афганистан), присоединяясь в целях безопасности к другим, более крупным, караванам. Однако испытания только начинаются. На четвертый день пути от болезни умирает первый из их товарищей. Затем на караван нападают грабители. Снова потери. Когда путешественники наконец-то добираются до Дели, в город врываются афганские разбойники, крушат и сметают все на своем пути. Исмагил и его спутники остаются целы, но лишаются последних денег.
Дели они покинут только через девять месяцев. Потом путники направляются в Мекку. Двухмесячное путешествие по морю сопровождается нескончаемыми испытаниями. На корабле заканчивается питьевая вода, шторм едва не отправляет их судно на дно. В Аравии они совершают хадж, после чего посещают Иерусалим, где в это время начинается сильнейшее землетрясение. Дальше они перебираются в Дамаск, но там их ждет эпидемия холеры. Исмагил ага теряет последних спутников, местные власти конфискуют его товар. Он решает в одиночестве двигаться дальше на север. Добравшись до Стамбула, он остается в этом городе на несколько лет: учится в медресе, еще раз безуспешно пытается вернуть свой товар. И только в 1776 году, спустя долгих 25 лет, уставший от странствий Исмагил ага возвращается на родную землю… С тех пор его путевые заметки стали известны во всем татарском народе.
Азат Ахунов
Для того, чтобы успешно пережить любые жизненные трудности, в верующем человеке должно быть такое качество души – упование на Аллаха. Оно необходимо, когда отправляешься в дальний путь, приступаешь к новым делам, стремишься добиться какой-либо цели.
Об уповании Всевышний говорит: «На Аллаха пусть уповают верующие!» (сура «Ибрахим», 11). В другом аяте сказал: «… а решившись (на что-либо), уповай на Аллаха» (сура «Семейство Имрана», 159). Всевышний также сказал: «И кто станет уповать на Аллаха, тому будет Его достаточно». (Развод, 3)
Сообщается, что ‘Умар сказал: — Я слышал, как посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если бы уповали вы на Аллаха должным образом, то Он обязательно посылал бы вам пропитание также, как посылает его птицам, которые улетают утром с пустыми животами, а возвращаются (в конце дня) с полными» (Приводит ат-Тирмизи, сахих).
Передается от Умм Салямы, что когда пророк (мир ему и благословение Аллаха) выходил из своего дома, то обычно говорил:
«С именем Аллаха, уповаю на Аллаха, о Аллах, поистине, я прибегаю к Тебе от того, чтобы впасть в заблуждение или быть введённым в заблуждение, от того, чтобы самому допустить ошибку, и от того, чтобы меня заставили ошибиться, от того, чтобы самому допустить несправедливость, и от того, чтобы со мной поступили несправедливо, от того, чтобы пребывать в невежестве, и от того, чтобы меня держали в невежестве».
/Би-сми-Лляхи, таваккяльту ‘аля-Ллахи, Аллахумма, инни а’узу би-кя ан адылля ау удалля, ау азилля ау узалля ау азлима ау узлима, ау аджхаля ау йуджхаля ‘аляййа./
(Достоверный хадис, приводят Абу Дауд, ат-Тирмизи и другие)