Починки – село, сохранившее религию

Надир хазрат БузанаковНаши соплеменники, проживающие в Юкаменском районе (Удмуртия), даже в тяжелые годы смогли сохранить свою религию. В деревне Починки около 70 лет не было мечети. Несмотря на это, они выполняли религиозные обряды и отмечали мусульманские праздники.

Починки – деревня с более чем 300-летней историей. Но татары начали переселяться сюда еще раньше, за несколько столетий. Историю села и района на протяжении многих лет изучает имам местной мечети Надир хазрат Бузанаков. Он сообщил нам много интересной информации. «Сюда наши предки-булгары переселились еще в древности. В соседнем районе хранится надмогильный камень 1303-го года. Значит, уже в это время здесь жили булгары», – рассказал он.

В доме Надир хазрата хранится много памятных предметов. Мое внимание привлекла обычная деревянная посудка для соли. Раньше, когда эта приправа была очень дорогой, опустевшую посудку соли варили вместе с супом.

«Эта посуда напоминает нам о трудных временах, когда жили наши дедушки и бабушки. Сегодня мы должны радоваться мирной жизни и благодарить Аллаха», — говорит он. И вправду, терпение наших бабушек и дедов, которые перенесли голод, нищету, войну, поражает.

Однако истории, связанные с солью, на этом не заканчиваются. “В старину наши деды соль привозили из Соликамска. Но через какое-то время это стало сложной задачей, потому что  дедушек из-за соли насильно заставляли креститься. “Соль спрашивайте у своих мулл, если не хотите принять христианство”, — говорили им. В это время несколько мужчин отправились в Соликамск. Когда им сказали: “Сначала креститесь”, они сделали вид, что крестятся (соль-то надо заполучить!), хотя душой и верой они считали себя мусульманами. Но “глашатаи”, разносящие новости, до их возвращения оповещают односельчан, что из вас вот эти люди приняли христианство из-за соли”. Услышав это, народ не пустил этих мужчин в деревню. По словам Надир хазрата, после этого они были вынуждены переселиться недалеко от этих мест и жить отдельно.

Однако, несмотря на никакие сложные годы, в этих краях стойко переносили религиозные притеснения. По историческим данным, в деревне еще с 1744 года активно работала мечеть. А в 1900 году в мечети насчитывалось 1774 прихожан. В периоды репрессии более 600 человек поставили свои подписи против закрытия мечети. К несчастью, наши братья по вере не смогли сохранить дом веры. В деревне мечеть построили только через 70 лет, в 2000 году.

Эту мечеть называют четвертым домом веры. На сегодняшний день здесь ведутся восстановительные работы: обновляется система отопления. На мой вопрос: “А на какие средства существует мечеть?” Надир Бузанаков отвечает: “В дом веры постоянно приносят милостыню, хвала Аллаху. Не забывают о нас и односельчане, проживающие в других местностях, большое спасибо им за это”. В минувшем году должность имама-хатыйба передана его сыну Рустаму Бузанакову. Рустам хазрат, как и отец, образованный, трудолюбивый и смышленый парень.

“Двери мечети открыты каждый день для посетителей, хвала Аллаху. Здесь проводим пятничные молитвы, призываем народ к религии, обучаем”, — говорит он, знакомя нас со своими делами. Религиозные уроки здесь проводит сам Надир хазрат.

Когда я сюда пришла, в мечети было около 20 человек, которые готовились к намазу. А на пятничную молитву и во время праздников сюда народ собирается и с соседних деревень. Наши братья по вере в один голос заявили: «Мы очень радуемся тому, что работает эта, хоть и маленькая, мечеть. Хвала Аллаху, получаем религиозные знания, есть возможность проводить Ураза и Курбан-байрам (праздник разговения и праздник жертвоприношения). Мы благодарны нашим хазратам», — сказали они.

Исторические памятники также хранятся и в доме веры. Надир Бузанаков рассказал о старинном Куране и шамаилях. «В старину шамаили изготавливались вручную. В нашей мечети хранится шамаиль 19-го столетия. На нем от руки написан Аят Аль-Курси. Раньше во многих соседних деревнях были мечети. Так, один шамаиль принадлежит мулле из соседней деревни Бугашур (Атабай). Он также изготовлен вручную. Все они нам очень дороги», — отметил он.

После общения с соплеменниками, проживающими в деревне Починки, восхитилась их умению довольствоваться тем, что есть, а также их бережному отношению к своей истории.

Эльвира Хузина.

Читайте также: