Ильгиз-хазрат Гарифуллин: Как не спутать представителей мечети с работниками ритуальной организации
20 июня в Ижевской Соборной мечети состоялось собрание пожилых мусульман по поводу захоронений на мусульманских кладбищах Ижевска. Причиной для собрания было то, что одна женщина, недовольная стоимостью похоронных услуг, написала жалобу муфтию Фаизу-хазрату с просьбой разобраться с хоронильщиками. Как выяснилось, похоронами занималась одна из ижевских ритуальных организаций (название не публикуем), но к мечети она отношения не имеет. Более подробно о сути жалобы и решениях, принятых на собрании, рассказал Ильгиз-хазрат Гарифуллин, много лет проводящий мусульманский обряд омытия умерших.
– Ильгиз-хазрат, почему появляются недовольные граждане, почему им приходится жаловаться в мечеть?
– Прежде всего мне хотелось бы разъяснить, что ни Ижевская Соборная мечеть, ни любая другая мечеть Ижевска не занимается погребением умерших.
Вообще обряд захоронения по Исламу довольно длинный и состоит из нескольких этапов. Как известно, тело любого умершего медики сперва забирают в морг, где устанавливается причина смерти и выдаются необходимые справки. Затем родственники должны забрать умершего из морга и перевезти его домой для проведения похоронных мусульманских обрядов. Проводится омытие тела умершего, после чего его заворачивают в белый саван и над ним совершают похоронную молитву – джаназа-намаз. После этого родственники умершего с помощью нанятых ими ритуальных организаций отвозят тело умершего на кладбище для погребения. Вот из всех этих этапов мы, представители мечети, занимаемся только омытием тела умершего с заворачиванием его в саван и совершением над ним похоронной молитвы. А что касается остальных этапов – забрать из морга, отвезти на кладбище, копка могилы, погребение и так далее – этим занимаются родственники умершего, не мечеть.
Всем понятно, что похоронить человека – это обязанность прежде всего самих родственников. Они либо своими силами могут похоронить, либо обращаются в различные похоронные ритуальные организации, где за их работу приходится платить ту сумму, которая у них установлена.
Где будет похоронен умерший – тоже решают его родственники. Для захоронения есть, например, мусульманское кладбище в Подшивалово, по Нылгинскому тракту. Там вопросами погребения занимается Рауф Гастинов. Также есть мусульманская часть на Западном кладбище Ижевска, и там захоронениями занимаются различные другие ритуальные организации. Родственники умершего вправе обратиться к любой из этих организаций, к какой пожелают, так что ответственность за свой выбор лежит именно на самих родственниках.
Недовольство той женщины, которая пришла в мечеть и стала жаловаться муфтию на хоронильщиков, возникло скорее всего из-за недопонимания: она думала, что ритуальная организация, проводившая захоронение её родственника, представляет мечеть, тогда как на самом деле, ни одна ритуальная организация не имеет отношения к ижевским мечетям. По мнению этой женщины, с неё взяли слишком большую сумму денег за похороны. Ну что тут скажешь: все эти ритуальные организации самостоятельно устанавливают цены на свои услуги (перевозки, копки могилы и захоронения), они сами же и договариваются с родственниками умерших.
Видимо, многие люди путают ритуальные организации и мечеть. Вот недавно мне самому пришлось стать очевидцем: мы ходили омывать и проводить джаназа-намаз одному умершему дедушке, а родственники в это время говорили, что сейчас приедет машина «из мечети» и заберет тело на кладбище. Спустя какое-то время приехала машина одной из ижевских ритуальных организаций и увезла тело на Западное кладбище, а люди так и думали, что к ним приезжала машина именно «из мечети», хотя это было совсем не так. К сожалению, ритуальные организации не разъясняют простым людям, что их организация не имеет никакого отношения к ижевским мечетям.
– Что мы можем сказать тем, кто от имени мечети выступает или проводит похоронные обряды, омытия умерших и прочие обряды?
– Повторюсь, что из мечети к людям приходят только омывальщики. По Исламу тело умершего перед захоронением в землю должно быть полностью омыто. Обряд омовения умершего должен проводить только мусульманин, потому что одно из условий этого обряда – совершать его с праведным намерением, во имя Всевышнего Аллаха, поэтому немусульмане не могут омывать тело умершего мусульманина.
У нас в Ижевской Соборной мечети всего есть три группы омывальщиков-мужчин и три группы омывальщиц-женщин, в каждой группе по два человека. Когда у кого-то в Ижевске умирает родственник, он оповещает Ижевскую Соборную мечеть, и одну из групп омывальщиков отправляют по заявленному адресу. Но бывает и так, что заявки на омытие поступают не только из Ижевска. Например, прошлой зимой Гильмулла-бабай отправился в Сюмсинский район Удмуртии, где в одной из деревень скончался мусульманин, и нужно было провести омытие и прочитать джаназа-намаз. Он съездил и провел всё как полагается. Мы никому не можем отказать.
По каждой заявке из мечети бесплатно предоставляется необходимый инвентарь – калаша (носилки), кумганы. Омывальщики также направляются бесплатно. Их работу оплачивают родственники, если могут, хотя бывает и так, что омываем умерших без всякой платы. И только саван для умершего нужно покупать родственникам.
Все же остальные действия, в том числе копка могилы, перевозка на кладбище и погребение совершаются уже ритуальными организациями, а не представителями мечети. А там уже цены у всех похоронных организаций разные. Некоторые из них кладут все деньги себе в карман. Другие же, скажем Рауф Гастинов, держат цены по минимуму. При этом из полученных средств он еще и содержит мусульманское кладбище – зимой привозит технику для очистки от снега, летом они там скашивают траву, газоны, поправляют могилы и так далее. В любом случае – выбор за родственниками.
– Какие решения были приняты пожилыми мусульманами на собрании?
– На собрании мы договорились обратиться к ритуальным организациям, чтобы они не выдавали себя за представителей мечети и не вводили тем самым людей в заблуждение.
Кроме того, раньше заявку в Ижевскую Соборную мечеть на омытие покойного могли подать любые люди, и этим часто пользовались ритуальные организации (они договаривались с родственниками даже о том, что привезут омывальщиков из мечети, подготовят покойного к захоронению и затем увезут его на кладбище). Но на прошедшем собрании мы решили, что будем принимать заявки только от родственников умершего. При этом дежурные нашей мечети, принимающие заявки на омытие, будут разъяснять родственникам ситуацию с ритуальными организациями и что ни одна из этих организаций не представляет Ижевскую Соборную мечеть. Это позволит родственникам умерших осознанно принимать решение о том, в какую ритуальную организацию обратиться.
– Часто ли случаются такие недовольства?
– Нет, это редкие случаи. Люди же во всём разные: есть и те, кто благодарит за помощь с похоронами, есть и те, кто высказывает недовольство. В основном, конечно, люди остаются благодарными, а случаев недовольства очень мало. А такого, чтобы кто-то жалобу написал на действия ритуальной организации – это вообще впервые на моей памяти. Но еще раз повторю, что эта жалоба оказалась не по адресу, ведь Ижевская Соборная мечеть не может отвечать за действия и за цены ритуальных организаций, с которыми люди договариваются о проведении похорон. Так что если активнее разъяснять людям, что ритуальная организация и мечеть – это не одно и то же, то, я думаю, жалоб впредь больше не будет.