Биография Утыз-Имяни и его труд «ЖЕМЧУЖИНЫ РАЗЪЯСНЕНИЙ»
Абдрахим Утыз-Имяни и его труд «ЖЕМЧУЖИНЫ РАЗЪЯСНЕНИЙ»
Абдрахим Утыз-Имяни (1754-1834) считается крупным ученым-богословом, чьи взгляды оказали большое влияние на татарское (булгарское) общество в конце 18-го века. Он родился в д. Утыз-Имян (нынешнее название д. Яна Кади Черемшанского района Татарстана). Его отец Усман б. Сармаки умер до его рождения, а мать – Гафифа умерла, когда ему было всего два — три года. Осиротевший мальчик воспитывался в семье родственников. Он рано начинает учиться в медресе д. Утыз-Имян у муллы Вильдана. Уже в то время среди своих сверстников он выделялся остротой ума и смышленностью, за что получает прозвище «шакирд, знающий все без обучения». Не удовлетворившись обучением в родной деревне, получает знания в соседних деревнях и переезжает под Оренбург для учебы в медресе Каргалый.
«Вобрав знание своего региона», в поисках нового знания в 1788 году он вместе с семьей отправляется в Среднюю Азию, где сначала в течение нескольких лет обучается в Бухаре у известных религиозных ученых, потом и сам становится мударрисом-преподавателем. После Бухары он обучался и сам преподавал в различных медресе городов Средней Азии и Восточного Туркестана, таких как Акча, Туфи, Самарканд, Шахимардан. В 1796 году отправляется в Афганистан, посещает его древние культурные центры: Кабул, Герат и Балх. Здесь он обучался хадисам и знанию сунны у учеников известного шейха из Индии Валиуллы ад-Дахляви. Нужно отметить, что именно в Индии и близлежащих странах (Афганистане, Синде, Туркестане) существовала школа хадисоведения, самая сильная в исламском мире на тот период (конец 18-го века).
Говоря о взглядах имама Абдрахима Утыз-Имяни, нужно прежде всего отметить, что он был сторонником строгого следования сунне. Это видно во всех его трудах. Во-первых, он разъяснял достоинства следования сунне. Во-вторых, он часто осуждал новшества, искажающие религию. В-третьих, Утыз-Имяни отказался считать, что «двери иджтихада закрыты», что было достаточно революционным для его времени, ведь тогда большинство исламских школ обучали только одному мазхабу и запрещали отходить от него. Вместе с тем, что Утыз-Имяни допускал проведение иджтихада, он не впадал при этом в крайность, а уточнял, что иджтихад допустим только в тех рамках, в которых разногласили праведные предшественники. Этим объясняется его уважительное отношение к ханафитскому мазхабу, а также представителям других исламских мазхабов.
Трактат «Жемчужины разъяснений» состоит из пяти глав.
Первая глава называется «Побуждение следованию Сунне», в ней автор говорит о необходимости следовать сунне пророка с.г.с., разъясняет, как необходимо следовать сунне и приводит доказательства из Корана и сунны. Например, он говорит: «В одном из хадисов приводится следующее: «Кто оживил мою сунну, будет со мною в Раю. Кто хочет быть со мной, то пусть следует за мной».
Аллах в Коране сказал: «Скажи, если вы любите. Аллаха, то следуйте за мной и Аллах полюбит вас» 3:31. Из этого всем становится ясно, что все благо в следовании пророку, да благословит его Аллах и приветствует». Так же он приводит очень много цитат из различных богословских источников и стихотворений.
Вторая глава называется «О порицании бидга», в ней автор рассматривает понятие бидга и говорит о ее пагубности. Здесь автор приводит следующую цитату: «Остерегайся дружбы с тем, кто совершает даже небольшую бидга, так как позор этого коснется и тебя, даже если через какой-то промежуток времени». Свои слова автор подкрепляет цитатами из Корана, сунны и различных богословских источников.
Следующая, четвертая глава называется «О нраве и о том, каким он должен быть». В этой главе автор предостерегает от следования ложным шейхам. И подчеркивает, что выполнение предписаний шариата приоритетнее, чем следование какому-либо шейху.
И, наконец, в последней, пятой главе «О необходимости изучения шариатских наук», автор говорит об обязательности изучения шариатских наук, и порицает шейхов, которые говорят о достаточности знаний относительно тариката.
В целом данный трактат очень интересен и дает информацию о некоторых актуальных проблемах мусульман Поволжья в 19 в. Необходимо отметить, что некоторые из этих проблем актуальны и в наше время.
«Слабый раб (Абдрахим Утыз-Имяни), надеющийся на прощение своего милостивого Господа, сказал: «После того, как праведники покинули этот временный мир и перешли в вечный, распространилась ложь и неясность, у истоков которой стоят наихудшие люди. Они говорят людям, что нет другого знания, кроме суфизма, они внушили им то, что приводит к раскаянию и сожалению, а так же они отвернулись от явных знаний. Эти люди пренебрегли деяниями и пророческой сунной. Они слишком легкомысленно отнеслись к оставлению зловещих нововведений и отвергли постоянство в добровольных богослужениях. Они были легкомысленны в отношении пророческой этики морали, и посчитали ученых богословов заблудшими, и даже врагами религии, и запретили своим последователям сидеть рядом с ними и сопровождать их. Эти люди освободили себя от всего этого подобно глупцам или животным, которые едят то, что обнаружили. Они хвалятся своей медитацией, а на самом деле отступили от Ислама, и следуют своим страстям, радуясь своим внешним одеяниям. Мое сердце сжимается от всего этого, поэтому я хотел раскрыть некоторые драгоценности истины, и предостеречь мусульман от этих людей и освободить себя от ответственности в Судный День от наказания, которое пообещал Аллах ученому, который молчит, видя появление нововведений.
Знай, что вся сунна пророка, да благословит его Аллах и приветствует, – от Аллаха. В Коране по этому поводу сказано: «И не говорит он от себя, это поистине внушение, которое ему ниспосылается». Поэтому пророк, да благословит его Аллах и приветствует, отказался от тех, кто оставил его сунну.
В наше же время очень сильно распространились бидга, и никто их не отвергает. И только те, кого наставил Аллах, придерживаются сунны и борются со своими страстями. А те, кого Аллах оставил, то они погрузились в бидга и заблудились. Но Аллах оставляет только тех, кто не усерден в следовании…
…Все благо в следовании пророку, да благословит его Аллах и приветствует. И нет недостатков у Аллаха, который доволен последователями (пророка), и приблизил их к себе, а так же гневается на мубтадигов и отдаляет их от себя. Горе рабу, который говорит, что любит Аллаха и Его пророка, а сам не следует Корану и сунне. Счастье тому рабу, который придерживается положительных сторон морали и следует сунне. В одном из хадисов передано, что у пророка спросили: «А кто твои друзья, о посланник Аллаха?». Он ответил: «Это те, кто оживляют мою сунну, и обучают ее другим».
Исходя из этого, мы можем сказать, что в основе всех дел должно лежать следование посланнику, да благословит его Аллах и приветствует. Человек не достигает своей цели только по причине оставления основ, Аллах в Коране сказал: «Сообщить ли мне вам про потерпевших наибольший убыток в делах, тех, усердие которых заблудилось в жизни ближней, и они думают, что они хорошо делают?» 18:104.
Вторая глава «О порицании бидга».
В одном из хадисов сказано: «Остерегайтесь нововведений, так как они все бидга, а каждая бидга — это заблуждение. И тот, кто походит на кого-то не из нас, тот не из нас». Фудайл сказал одному из своих учеников: «Остерегайся дружбы с тем, кто совершает даже небольшую бидга, так как позор этого коснется и тебя, даже если через какой то промежуток времени».
Однажды Хасан аль-Басри, совершив пятничную молитву, сел и заплакал. У него спросили: «Почему ты плачешь, о Абу Саид?» Он ответил: «Вы порицаете меня за то, что я плачу. Если бы один из мухаджиров заглянул в вашу мечеть, то он ничего не нашел бы из того, что было во времена пророка, кроме Киблы». Смотри, читатель, это слова ученого, дела которого не расходились со словами, это слова одного из великих табигинов. Если уже в то время из сунны пророка не осталось ничего, кроме Киблы, то что же ты скажешь о нашем времени?
Есть такие виды богослужений, за которые молящийся получает вместо вознаграждения, наказание. Например, совершение добровольной молитвы после утренней или предвечерней молитв, так как это противоречит сунне. Человек, получит вознаграждение за свое богослужение, только в том случае если оно соответствует шариату. Например, если кто-либо будет совершать стояние в долине Арафата, не в день Арафа, а в какой-либо другой день и выполнит все положенные богослужения, то, несмотря на это, он будет считаться грешником, ослушавшимся Аллаха и его пророка, так как он противоречит сунне. Поэтому необходимо соблюдение пространственно-временных критериев. Например, человек, совершающий ежедневные молитвы, до наступления их времени не входит в число тех, о ком Аллах сказал: «Старайтесь же опередить друг друга в добрых делах!» 2:148.
И не нужно следовать за мубтадигом или несправедливым из уважения к ним, или в надежде на какое-то подаяние, необходимо отвернуться от них, как отвернулся Аллах. Однажды, когда халиф ал-Мутавалли был в Медине и посетил Хатима ал-Асамма, то, обратившись к нему, халиф сказал: «Пожелай для меня чего-либо, о шейх». Тот ответил: «Я желаю, чтобы я тебя не видел, и ты меня не видел». Сравните этого шейха с нашими современными!
В одном из хадисов сказано: «Поиск истины — это как нахождение на чужбине, ищущий истину — странник, даже если он у себя дома». В другом хадисе сказано: «Как прекрасны странники». Однако странник – это не тот, кто покинул своих родных или свою родину, и не тот, кто переезжает из одного места в другое. Странник – это тот, кто действует согласно Корану и сунне. У него нет помощников, поэтому он как чужой, как странник. Однако этот человек близок к Аллаху и Его посланнику».
Печатное издание книги «Жемчужины разъяснений» – это уже вторая публикация печатных трудов Утыз-Имяни, написанных на арабском языке. Данная публикация подготовлена на базе рукописей, хранящихся в отделе рукописей и текстологии ИЯЛИ им. Г. Ибрагимова Академии наук Республики Татарстан.
Перевод с арабского, предисловие и заключение к книге выполнены Р. Адыгамовым.
Книга выпущена в издательстве «Иман», г. Казань, 2003 г.
Также несколько трудов Абдрахима Утыз-Имяни, его биография и список трудов выпущены в отдельном томе в серии «Антология татарской богословской мысли».